Кому жилось тяжелее: крепостным крестьянам в России или чернокожим рабам в США?
Как ни странно, чернокожим рабам в США. Максимально близко по своему положению российские крепостные были к ним во времена "процветания" Екатерины II, она же Великая. Да, тогда их могли продавать отдельно от семьи, а объявления о продаже в газетах не отличались от тех, что за океаном информировали о продаже рабов. Но и тогда, если помещик был адекватным, (на самом деле, паталогические садисты вроде Салтычихи, или извращенцы, заставляющие выкармливать борзых щенков женской грудью, не были каким-то повсеместно то и дело встречающимся явлением), то жить можно было. А если барин был по жизни гуманист, и, как Евгений Онегин, например, перевёл на оброк, так и вовсе жизнь не слишком отличалась от той, что у государственных крестьян.
Приведём воспоминание о типичном рабочем дне одного из чернокожих рабов в the U.S.A.:
"Сезон сбора хлопка наступает в конце августа. В это время каждому рабу даётся мешок, к мешку привязывается ремень, который надевается на шею; отверстие мешка находится на высоте груди раба, в то время как нижняя часть достигает земли. Каждому рабу даётся корзина ... куда складывается хлопок из мешка. Когда нового раба посылают первый раз на плантацию, его подгоняют и заставляют собирать хлопок в этот день так быстро, как он может. Вечером его сбор взвешивают, и в дальнейшем он должен приносить тот же вес каждый вечер. Если когда-нибудь вес окажется меньше, то это считается доказательством лени раба, и его наказывают хлыстом. Обычная двойная норма составляет 200 фунтов…
Рабочие должны быть на плантации с рассвета, и за исключением 10 или 15 минут, когда они могут проглотить свой паёк… им не разрешается быть без дела ни одной минуты до того времени, когда становится слишком темно, чтобы видеть; а в полнолуние они часто работают до полуночи. Когда дневная работа на плантации окончена, корзины относятся для взвешивания. Каким бы раб ни был уставшим и изнурённым, как бы он ни нуждался в сне и отдыхе, он всегда подходит со своей корзиной хлопка в большом страхе, ибо знает, что, если в ней не будет полного веса, если он не выполнил задания, его строго накажут. Обычно рабы не успевают собрать достаточное количество хлопка, а поэтому они сами не хотят покинуть плантацию. После взвешивания следуют побои провинившихся, затем корзины относятся в хлопковый склад, их содержимое складывается, как сено, и эти же рабочие должны утоптать его.
Кроме этого, каждый раб выполняет также работу в доме плантатора. Один раб кормит мулов, другой - свиней, третий колет дрова... огда в поздний час изнурённые работой рабы приходят, наконец, в своё помещение, им ещё нужно развести огонь, смолоть кукурузу в ручной мельнице и приготовить себе ужин и обед. Хижина построена из брёвен, без пола, без окон. За час до рассвета трубит рог. Рабы встают, готовят завтрак и наполняют тыквенную бутылку водой, берут свой обед из холодного бекона и лепёшки из кукурузы и спешат опять на плантации".
Т.е., у крепостного жизнь получается чуть посвободнее. Каких-то надсмотрщиков с кнутами обычно не было. На сборе ягод в странах с рабовладельческим строем в порядке вещей было надевать на рот девушкам-сборщицам специальные устройства, блокирующие возможность отправить какие-то из ягод в рот. В России это тоже встречалось, но обычно таким случаям начинала возмущаться общественность.
Крепостным крестьянам даже полагались дни отдыха, хотя очень-очень часто приходилось работать в таковые. Зато крепостной крестьянин, как много позже советский колхозник/рабочий/зэк ГУЛАГа/менеджер в российском офисе XXI века мог использовать различные формы имитации бурной деятельности. А на деле, на барском поле старался работать максимально халтурно, в отличие от своих участков. Истории про русскую лень пошли, отчасти, именно отсюда:
Работа - не волк, в лес не убежит/ Дела не делай, от дела не бегай/Дай Бог всё уметь, да не всё делать/Господской работы не переделаешь/Ретивая лошадка недолго живёт/Дадут ломоть, да заставят неделю молоть/От работы дохнут кони.
С чего крепостному вкалывать, без материальных стимулов, на какого-то дядю? Тем более, после екатерининских реформ, этот дядя больше не являлся обязательным защитником, раде чего, собственно, его раньше и надо было обеспечивать.
Особо горячие помещики периодически умудрялись делать потомков от крепостных красавиц. Но таковые не были представителями чуждой расы. Даже наоборот, байстрюк от барина мог часто (но отнюдь не всегда) рассчитывать на лучшее положение, чем сын мужика; его старались-таки пристроить куда-то, дать худо-бедно образование. Детке от белого плантатора в США это не светило. Такового отпрыска вообще не могло как бы гипотетически быть! Позор, и всё такое. Во французских или португальских колониях очень даже практиковалось, но там, где германские народы - НЕТ.
В общем, чуть получше жилось крепостным. Хоть и не особо чтобы так)
Занятные выводы. Значит в России крестьянам жилось проще, работали меньше, имели выходные и порой возможность уйти на оброк. В Америке рабам отдыха не давалось, пороли ежедневно, свадьбы случались у рабов настолько редко, что про них даже писали газеты) Сравниваем с Россией)) В России постоянно случались судебные приговоры помещикам, избивавшим и убивавшим своих крепостных - только за 18 век таких было несколько тысяч. В Америке не было НИ ЕДИНОГО случая осуждения рабовладельца)
У рабов не было имущества. Совсем. У крепостных крестьян был не только свой дом, но и имущество и скот. Крестьяне-ремесленники имели возможность заниматься своим делом (тачать сапоги, шить сбрую, делать сани и телеги плавить металл и проч.), не отвлекаясь на барщину. Даже в театрах играли) Американские рабы могли заниматься этим только в мечтах) Кстати, американским рабам категорически было запрещено ходить в церковь. Даже в христианскую.
При перегоне захваченных рабов к месту погрузки, по данным самих работорговцев, гибло около 2/5 всех работв, при перевозке через океан - более 30%, в целом по оценкам учёных в Африке было захвачено около 50 млн. человек, из которых лишь 12 млн. доставлено в Америку. И напоследок - средняя продолжительность жизни негра-раба в Америке даже в 19-м веке составляла 7 лет. Ещё раз сравните с Россией.
Конечно у крепостных даже близко не было такой эксплуатации как у американских рабов. Нельзя забывать, что плантаторское рабство было высокодоходным бизнесом, а русские помещики были очень плохими хозяевами и к отмене крепостного права они уже почти все разорились и перестали быть настолько влиятельными в обществе. Золотой век крепостничества - век Екатерины, когда дворянам раздавались все новые крепостные с завоеванной Украины и церковные, но уже в царствование Александра 1 новые раздачи прекратились. Сотня крепостных это было вообще ни о чем, такие помещики, если жили в городах, то жили больше государственным жалованием, чем доходами своего имения, только тысячи крепостных давали нормальный доход. По этому многие помещики отпускали крестьян отходниками в города, чтобы хоть что то с них иметь. Насчет зверств помещиков тоже преувеличено и это больше относится к 18 веку, например Салтычиха издевающаяся над крепостными девушками, но и то даже тогда в конце концов это было пресечено, когда один из крестьян пожаловался на убийство своей жены. Но в 19 веке такое стало уже немыслимо. Наоборот скорее каждый помещик мог бояться, что сами крестьяне его убьют и никто не придет на помощь, и таких случаев было полно, как убили отца Достоевского, если он будет строг. Уже в 19 веке помещики не очень то могли сколотить банды из крепостных для зверской эксплуатации остальных своих крестьян, такие злоупотребления со стороны помещиков стали расследоваться.
Без семей крестьян почти не продавали, в отличии от США, в этом просто не было смысла.
Беда в крепостном праве больше была в его крайней не эффективности и зависимости крестьян. Крестяне в деревнях жили бедно, все сельхоз продукты стоили очень дешево, кругом было натутальное хозяйство и они не высовывались, чтобы староста с них лишнего не содрал, ведь надо же с кого то деньги собрать, когда их ни у кого нет. Конечно помещики, жившие в своих усадьбах иногда могли даже поженить кого то из своих крепостных против их воли, но надо учитывать, что многие крестьяне своих помещиков в глаза десятилетиями не видили, особенно в 19 веке.
Жизнь крепостных крестьян скорее даже ухудшилась, когда их освободили, так как жизнь и эксплуатация в городах куда они все побежали по принципу, все побежали и я побежал, с бурным развитием капитализма на фабриках, явно для вновь прибывших была не сахар, плюс они продолжали быть должны помещикам, а те уже никаких обязанностей по отношению к ним не имели.
Кроме того, все таки наверное в России было попроще перестать быть крепостным. Очень многие крепостные предприниматели в конце концов откупились. Вообще достаточно много купцов вышло из крепостных, даже дед Чехова кажется был крепостным, вроде управляющим сахарным заводом. Некоторое отходники разбогатели, бывало крепостные держали трактиры и тоже потом откупились. В 18 веке многие богатые помещики хвастаясь друг перед другом давали части крепостных хорошее образование, а потом эти крепостные художники, архитекторы, актеры и так далее вышли на волю с профессией, так как в 19 веке помещиков стыдили в обществе за крепостных образованных людей, да и сами помещики уже стали не так влиятельны и богаты, чтобы их удерживать. Некоторых и не так уж мало отпускали на волю сами помещики, и им было проще потом строить карьеру с тем же белым цветом кожи, чем неграм.
Детей своих, прижитых от крепостных так очень часто освобождали.
Кроме того солдаты, отслужившие 25 лет, переставали быть крепостными, да и у бурлаков никто происхождением не интересовался, но понятно, что не все желали сменить статус крепостного на тяжелую работу по тасканию барж.
Быть государственным крестьянином в целом было предпочтительнее, чем крепостным, но в 19 веке и жизнь крепостных стала лучше.
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюЕсли брать некий общий случай, сферического раба и сферического крепостного в вакууме, то ответ абсолютно очевиден: разумеется, лучше быть крепостным. Несмотря на существенно урезанные права и тяжкие обязанности, крепостные крестьяне (что в России, что в любой другой стране, т.к. практически везде период прикрепления крестьян к земле был — иначе на определённом этапе развития общества невозможно) по меньшей мере юридически являются людьми.
А раб — имущество, примерно как лошадь. Прав человека у него нет в принципе, по определению.
Однако это именно что условный общий случай. Понятно, что у конкретного русского помещика и конкретного американского плантатора могло быть лучше или хуже. Вплоть до совершенно сказочных условий (о которых иные свободные люди только мечтать могли) или наоборот — полнейшего мрачного трэша в духе русской Салтычихи или американской Дельфины Лалори.
@александр шандырев, что вы говорите?! Это квалифицированные наемные экспаты, привлеченные на российский рынок труда высокой стоимостью этого труда!
"...по меньшей мере юридически являются людьми". То есть все-таки при разделении их считали человеками, а не скотом? Именно человеками, или душами, с людьми вы погорячились))
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюЛучше жилось рабам с моральной точки зрения.Их выкрали,вывезли,но они хотя бы помнили что у них был хороший дом.А сейчас активно мстят.А крепостного,свои же сограждани в собственность взяли,с рождение.Рабство-это аморально,но крепостное право ещё большая дикость.Когда ты родился в своей стране,кому то принадлежишь.
Ну хороший дом это громко сказано. Большинство и в Африке жили в рабстве. Часть при первобытном строе - это не намного лучше рабства. Наоборот надо рвать все жилы чтобы выжить и иметь условия жизни примерно как у раба. Все племена активно занимались работорговлей и сами продавали белым своих же негров. Поэтому и удалось так легко их заставить работать - из тех же индейцев были плохие рабы.
Когда часть американских негров освободили и отправили в Либерию, оказалось, они там самые цивилизованные. Они быстро скопировали порядки в КША и многие стали рабовладельцами, обратив в рабов африканских негров. До конца 20-го века американские негры были в Либерией элитой. И как только их свергли, тут же начался хаос - т.к. африканские даже по сравнению с бывшими рабами(американскими) показали себя плохими работниками.
@Юрий Петрович, по уму мало чем Европеец,отличается от Азиата или Афроамериканце,Индеецев,любой рассы.Развитие зависело от традици,климата,выбора императоров,королей,вождей,президентов,ресурсов.Но мало у каких стран было желание делится технологиями.Большинство стран хотела высасывать из Африки ресурсы,чем принципе до сих пор некоторые занимаются,хоть ввели законы не покупать золото,где оно добыто ручным способом,но соблюдается такие законы слабо.А хотелось бы тому ,кто получает прибыль с него,предложить поработать на рудниках годик,думаю проклял бы все деньги мира.Если бы там начали строить школы,развивать культуру,делится информацией об изобретениях того времени,то на сегодня Африка была бы другой.
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюЯ не могу дать однозначного ответа за рабов в Америке, но за крепостных в России есть некоторое соображение. Ведь, крепостное право отменили в 1972 году в СССР. До этого, колхозники не имели паспортов, не могли самовольно выехать в город, за работу ми начисляли трудодни, которые потом отоваривались продуктами питания, овес,пшеница и т.д. В осеннюю уборочную страду, всех поголовно выгоняли в поле, где они пахали от зари до зари, Пока не уберут сено в колхозе, крепостные не имели право косить для своего хозяйства. У них не было выходных, они, отработав в колхозе, вынуждены были горбатиться на своем участке в 8-10 соток, убирать картофель,косить сено,заготавливать дрова на зиму. И теперь сравните негра и колхозника СССР, наверное негру легче, потому-как у него не было земельного надела. Пишу потому, как я это видел своими глазами, будучи подростком. Лучше посмотрите фильм "Вечный зов" и поймете. Правда, жизнь там была немного приукрашена, но это отдельная история. Грустно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Во-первых, если крестьянин не мог выезжать в город, то за счёт кого проходила индустриализация, во-вторых, крестьяне, выезжая в город, должны были явиться в ближайший участок для получения выписки, что он гражданин СССР, в-третьих, откуда тогда брались студенты в вузах из деревень?
@Александр Заметин, Любезный, расскажу про индустриализацию. Каждый колхозник должен был отработать некоторое кол-во трудодней на государственных работах, в моем случае, на строительстве серпантина в горах, Нужно было, на личной повозке убрать порядка 10 м, дорожного полотна и домой. Где-то около 40км. построили за три месяца, саботаж, или еще какие-нибудь действия колхозников, предусматривали 10 лет лагерей, заметьте, без суда и следствия.Питались своими харчами, запивая родниковой водой, возраст от 18 до 50 лет, потому-что до 60 лет мало кто доживал, а в 45 лет выглядели дремучими старцами. Про оплату за такую работу лучше не стоило и напоминать. Вот так и строили заводы и фабрики, которые оснастили станками,доменными печами и всяким оборудованием, скупленных за бесценок в Америке,во времена Великой депрессии. Я сам видел станки выпуска 1897-1900гг. и они, заметьте, до 1990г. работали, производя качественные изделия. И если Вы, хотели темой индустриализации, оправдать крепостное право, весьма слабый аргумент. Никто, из партноменклатуры, не смог бы отменить крепостное право и эксплуатацию заключенных. Просто СССР огородили "колючей проволокой", у крепостных отобрали право свободного передвижения, загнали в колхозы и нещадно эксплуатировали, и этого конечно не помнят и не знают их потомки. Они пошли на заводы и шахты, где надрывались от непосильного труда, зарабатывая профзаболевания, и получая за это нищенские пособия, становились рабами банкиров и олигархов. Как-то так, грустно очень!!!!!!!!!!!!!
Деятели февральской революции превозносили отмену паспортов как важнейшее достижение демократии по ликвидации полицейского государства в России и, за какие-то полгода, довели страну до состояния, на которое ельциноидам потребовалось десятилетие. Поднявшие из грязи власть в стране большевики не посягали на беспаспортную систему до разгара коллективизации, когда высвободившиеся массы крестьян ринулись в города, где в тот период далеко не каждый мог найти работу. В результате обострилась криминальная обстановка. Пришлось, как исключение, вводить паспортную систему в городах, не посягая на право остальных жить без них (как в любимой вами Америке, где суррогатом паспорта является водительское удостоверение). В СССР же для сельских жителей заменителем паспорта была справка сельсовета, которая позволяла ехать куда угодно: в отпуск, на учёбу, на курорт... Кстати, до коллективизации 80% сельского населения, 20% - городского. После 40% сельского, которое буквально за несколько лет удвоило объём сельхоз продукции.
Интересный ответ, но, кстати, в США тоже были добрые хозяева хотя и меньше, естественно. Вот например тут: https://arzamas.academy/mag/422-slaves рассказывается как один хозяин двум своим рабам устроил шикарную по тем меркам свадьбу.
Это вопрос не столько народов, сколько религии. Протестанты и на других белых смотрели, как на говно, особенно, на католиков. В какой-то момент времени положение итальянских и ирландских эмигрантов было не намного лучше, чем у негров.
что за сравнение автор? если тебя имеют, то уже какая разница сколько?
@Иван Когтев, Жене расскажите.... Она вам пояснит, что количество имеет значение...
Начало ответа не соответствует его окончанию. Прочтите первое и последнее предложение!
Автор скорее всего сам не может однозначно определиться!))
Нет там несоответствия. Первое предложение: кому тяжелее жилось - рабам. Последнее - крепостным жилось получше.
Крепостным жилось намного хуже.Жить в свободной стране даже рабом великое счастье. Я бы согласился жить в США рабом
Крепостным жилось намного хуже.Жить в свободной стране даже рабом великое счастье. Я бы согласился жить в США рабом
Сложилось в силу естественных причин - мужики уходили от необходимости вкалывать не на себя. Границ, в нашем понимании не было, свалил от дворянина, и вот она воля. А государство - тягловое, без оброчных никак. А потому силой и закрепостили. Кстати, прижилось не сразу,через бунты кровавые. А как прижилось быстро превратилось в свинство. Какое на хрен христианство со своими единоверцами и соплеменниками так обращаться? Народ распался на бар и рабов. В результате через кровавые внутренние замятни на своей РОДИНЕ- оккупанты и через пару поколений прекратимся как народ.
Ну понеслось, судя по комментариям))))). Жизнь раба и крепостного даже сравнивать смешно. Конечно, все зависло от хозяев, но почитайте наших классиков или даже не очень известных писателей прошлого. Во первых: плохое отношение к крепостным - осуждалось обществом. Т.е. до суда дело о жестокости и самодурстве хозяина могло и не дойти (хотя имело место быть, это исторический факт), но крепостной не был строго привязан к своему господину, более того раз в год, в определенный праздник, разрешалось "искать себе нового хозяина". Естественно, если к соседям часто обращались чьи-то крепостные, то могло иметь место общественное обсуждение. А это в России было пострашней государственного суда (там можно было заявить, что поклёп и враги изводят). У дворянства был довольно строгий кодекс чести и его блюли. Слово дворянина значило больше чем расписка. В то время как плантатора было глубоко плевать на общественное мнение и вообще считалось неприличным лезть в "рабские дела" соседа. А на Юге жестокость даже поощрялась (исторический факт!). Крепостным раз, а позднее два раза в год полагался "полный пансион", т.е. одежда на все сезоны. На опостальские праздники давали "медяк". Учитывались праздники, в которые нельзя было работать, обязательно баня (не реже двух раз в неделю!), у крепостных было свое хозяйство, лошадь, разрешалось делать заготовки на зиму и прочее. Даже у самых "добрых" рабовладельцев такого счастья для рабов не было. Ни кто не спорит, неволя всегда неволя. Но даже сейчас жизнь рабочего в США и РФ сильно отличается, как впрочем и отношение к людям.
Некто А.С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" приводит степень эксплуатации крестьянок в имении Лариных. Помните
" XXXVII
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар," - а потом, уже после марш-броска Татьяны через куртины, лесок да вокруг озера, то есть когда ещё темнее стало в главе XXXIX мы читаем:
"В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели". Служанки НОЧЬЮ собирали ягоду, да ещё и пели. Вот вам и добрые Ларины, в том числе и "Татьяна - русская душою"! вот вам и нещадная экспуатация!
@Александр Старостин, вы днем ягоду собирали? На солцепеке?
@Anatoly Artomasov, собирал, землянику и ежевику, а вы ночью собирали?
@Александр Старостин, ночью собирают ползунику...вдвоем с девицей...
@Anatoly Artomasov, очень остроумно, только не к месту.
@Александр Старостин, вот-вот, надо русских классиков читать, а не псевдоисториков-царедрочеров))
@Андрей, как-то я без Ваших советов обходился, уж не знаю как, но обходился и впредь обойдусь, тем более таких глупых и в глупом изложении.
@Александр Старостин, и еще -
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели,
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!
Ха-ха-ха, сельская острота. Работать и постоянно петь. "Кодекс дворянской чести" говорите?
@Андрей, вообще-то я про кодекс дворянской чести ничего не говорил, а если и говорил, то совсем в обратном ключе. Дворян, в западном понимании этого слова, в России было раз-два и обчелся, а все эти чацкий, дарины, онегины, ленские и печорины были барами, да и "декабристы" их кодекс состоял из одного пункта: "Я жалаю!" - и всё!
@Александр Старостин, так-то в Вашу поддержку был комментарий (что очевидно, т.к., по сути, повторил Ваши слова), но раз читаете между строк и срываетесь еще на оскорбления, типа "ваши глупые советы", сидите и дуйтесь от важности в одиночестве
@Андрей, а какой реакции Вы ожидали на Ваши скабрезные шутки и непрошенные советы? в любом случае без Вас лучше.
Вы хотите сказать, что эту гнусь: "вот-вот, надо русских классиков читать, а не псевдоисториков-царедрочеров))" писал я или кто-то в мою поддержку? А может быть этот совет Вы считаете умным? тогда нам вообще не зачем общаться!
@Александр Старостин, с таким подходом гнилоинтеллигентным надо не на форумах яндекса сидеть, а создавать свой блог в стиле "Голубая кровь, или вход только для тургеневских барышень". Чтобы ушки не покоробило лишний раз. Могли бы и не отвечать дважды, я итак по первому ответу уже понял все про вас. И ЛИЧНО вас я не оскорблял, между прочем, а для вас это само-собой видимо.
@Андрей, мне казалось, что с Вашими советами уже всё решено или Вам нужно это объяснить на арго?
@Александр Старостин, вообще-то лично вам я ничего не советовал. Если Вы не в курсе, то общение в таких ветках строится по принципу чата, т.е. общей беседы. Я просто сослался на Ваш пост, вот и все. Но за то нравоучений, возведенных в степень снобизма, наслушался выше крыши. Я конечно понимаю, что это манера самоутверждения, но не так же явно это делать
@Андрей, Вы себе льстите, а ответили Вы именно мне и очень глупо. Вообще, общайтесь с ровесниками - для них Вы не будете так смешны, да ещё с таким лицом.
@Александр Старостин, мне-то зачем себе льстить? Это Вы самоутверждаетесь в этой ветке. Назвать кого-то глупым, ну а самому, конечно, отвести роль умного - как говорится, дешево и сердито. Я, конечно, понимаю, что для утверждения на уровне блога нужно контент подбирать, на вопросы грамотно отвечать... А здесь все проще - пару строк черкнул из Евгения Онегина, щеки снобизмом понадувал - и в дамках.
@Александр Старостин, Вы, кстати, никогда не замечали, что когда женщины уровня торговок ссорятся, то в ход часто идут такие фразы: "да что с тебя дуры взять" или "посмотри на свое лицо, кому ты нужна". А теперь сравните эти высказывания со своими выше. Не на высоте Вы, не на высоте... Разве что для яндекс-форума годитесь
@Андрей, насчет торговок Вы явно специалист. Мне, разумеется, должно быть стыдно - повелся на такую пустоту. Вы победили по всем статьям - можете радоваться! Извините, но впредь отвечать не буду - базарной школы не проходил и не интересно.
@Александр Старостин, все-таки даже на прощанье зацепили по поводу торговок и "базарной школы". Ох уж мне эти снобы! При всем двойственном отношении к Ленину, как тут не вспомнить высказывание: "На деле это не мозг нации, а... " Дальше сами продолжите
советским колхозникам тяжелей всех жилось , 250 трудодней за год не выработаешь ссылка от семьи на север ,за трудодни не платили за сбор колосков сажали , мясо ,сдай ,молоко ,яйца ,шерсть . и от человека оставался один скелет. При крепостном праве люди были верующие и крестьянам запрещали в праздники работать , колхозники и по ночам как тета работали
Зек в ГУЛАГе не мог имитировать бурную работу, поскольку была строго определена норма выработки. Пр невыполнении которой урезалась пайка.
Однако во время гражданской войны в США 1861-1865 г.г. рабы с оружием в руках, наравне с белыми (что немыслимо было для севера), защищали своё рабское положение. Были даже отряды, полностью состоящие из чёрных. Странное, однако, рабство