Духовность, душа — это слова, которые можно понять по-разному. Если душа — это какой-то нематериальный объект, то и сказать о ней что-то осмысленное конкретное не получится. У нас ведь нет инструментов восприятия нематериальных объектов. Наука пока рассматривает явления, происходящие в границах трёхмерного пространства+времени (пробует обнаружить гипотетические компактифицированные четырехмерные пространства в ускорителе частиц). Полагать, что весь мир доступен для восприятия человеку — по-моему, слишком человекоцентрично и недальновидно. Более трезвой идеей будет идея о том, что существует множество разновидностей материи, недоступной органам чувств человека. Даже вероятностно: вселенная в текущем состоянии существует много миллиардов лет, человек существует десятки, ну сотни тысяч лет. Какова вероятность, что за это время человек развил органы чувств так, что может воспринимать (или конвертировать в сигналы сознания) все явления вселенной? Сквозь вас прямо сейчас пролетают миллиарды нейтрино, и вы это никак не чувствуете. Если бы не наука прошлого века, мы бы сейчас об этом не знали. Пока мы не можем точно определить, какие существуют внешние процессы, влияющие на сознание, и не факт, что вообще сможем когда-нибудь.
Исследования мозга показывают, что человек принимает решение за несколько секунд до того, как осознаёт это. Поэтому, нельзя сказать, что наши поступки — это полностью осознанный процесс. В большой степени это результат самопроизвольных внутренних процессов в мозгу. Самое большое, что мы можем сделать, чтобы своё поведение контролировать — это пытаться организовать качественные полезные сети связей в уме. Привязываться к полезным вещам и не привязываться к вредным. Для этого существует культура. Чтобы будущим поколениям было проще себя дисциплинировать. Если духовность — это инструмент культуры, то да, можно рассматривать её как сеть связей в мозгу. Только вот один ум не способен сохранить культурный опыт всего человечества. Поэтому, он хранит только какие-то самые удобные для себя кусочки. Поэтому у каждого своё понимание духовности.
Мозг - материальный объект. Душа - нематериальный.
Связь между тем и другой бесспорна, но, не будучи в силу сказанного укорененной в материальной вселенной, не подлежит в полной мере исследованию средствами позитивного познания.
Отсюда дизъюнкция, заключенная в вопросе, не находит адекватного разрешения.
Для начала автору следовало бы определиться в термине, что именно он подразумевает под духовностью. Если рассуждать в общем понимании результатом проявления духовности будет работа и мозга и души в гармоничном сочетании посредством реализации в жизненным опыте. Тогда проявлением духовности будет трансляция опыта духовности в окружающий мир через личностный пример.
бери выше - это результат работы духа - есть такая часть в человеческом существе, которая у обычного человека слабо задействованна из-за приоритетности жизни по плоти, по телу.
Духовность- это не продукт или результат работы мозга, а посмертное состояние мозга - Разум - это и есть та же душа. Прижизненное состояние мозга - горячая голова или Аффект.
Духовность - это высоконравственный интеллект. Так что все вопросы к "нравственности" человека, которую перестроечные правители стараются перечеркнуть полностью. Но в силу генетических задатков нашего народа, им окончательно погубить "дух - добрый нрав" не удается.
Если определять что из трех обозначенных в вопросе первично, то, разумеется дух, как сущность души. Мозг, как физический орган - это всего лишь инструмент ума.
Духовность - это сущность человека, его способность субъективного, внутреннего познания, которую сложно наиболее полно выразить всеми объективными способами и средствами .