С чего начинать знакомство с французским кинематографом?

833
2
0
4 сентября
21:31
сентябрь
2015

Всё зависит от ваших задач и глубины погружения. Можно посмотреть выборочно ряд самых заметных картин. А можно подойти системно. Во французском кино было несколько интересных периодов, когда оно играло очень большое значение в мировом масштабе и оказало заметное влияние на кино других стран (в частности, американское и советское):

1) 1930-е годы: поэтический реализм. Тут смотрите Жака Фейдера (Le grand jeu, La kermesse héroïque), Марселя Карне (Drôle de drame, Quai des brumes, Hôtel du Nord, Le jour se lève). Это такая мужская романтика, оказавшая большое влияние, в том числе, на жанр нуара, родившийся в 40-е в Америке.

2) конец 1930-х: "большая драма" (назовём это так). Это расцвет французского кино: большие бюджеты, сложные темы, высочайшее мастерство режиссёров, сценаристов, актёров. Короткий период, сметённый войной, но оставивший яркий след. Смотрите Жана Ренуара (La grande illusion, La bête humaine, La règle du jeu), Жюльена Дювивье (Un carnet de bal, Pépé le Moko, La fin du jour), Кристиан-Жака (Les disparus de Saint-Agil)

3) 1950-е годы: гангстерское кино. В послевоенной Франции сложилась очень интересная ситуация: поскольку во время войны бандитский мир раскололся пополам (одни пошли в гестапо, другие – в Сопротивление), конфликт продолжился и после войны. Бывшие герои Сопротивления стали снова бандитами, а некоторые бывшие гестаповцы остались в полиции. Снимая об этом кино, французы были на вершине жанра; из французских фильмов этого времени Голливуд ворует идеи до сих пор. Смотрите Жюля Дассена (Du rififi chez les hommes), Анри Декуэна (Razzia sur la chnouf), Жака Бекера (Touchez pas au grisbi, Le trou), раннего Клода Сотэ (Classe tous risques). Отдельно упомяну:

– Анри-Жоржа Клузо, который в 50-е годы стал мастером психологического триллера и прямым конкурентом Хичкока (сражался с ним за сценарии и иногда выигрывал): Le salaire de la peur, Les diaboliques – очень важные фильмы в контексте мировой истории жанра.

– Жан-Пьера Мельвиля, который включился в игру позднее, но на самом деле принадлежит к этому течению: ему удалось его развить в ключе некоего абстрактного фэнтези, тем самым вписаться в мир после Новой волны (которая смела практически всё "папино кино" 50-х) и оказать огромное влияние на постмодернистов 90-х (Джона Ву, Тарантино и пр.): Le deuxième souffle (1966; но предупреждаю сразу, существующий перевод от "Фильм Престижа" ужасен и полностью убивает всё содержание фильма), Le samouraï, L'armée des ombres, Le cercle rouge.

4) Новая волна. Про неё вам будет нетрудно найти информацию. Годар, Трюффо, Шаброль, Ромер, Риветт, Рене (отдельно – Луи Маль, который приходит к успеху одновременно с ними, но в другой стилистике).

5) 1980-е: "buddy movies". Малоизученная, но важная страница в истории кино, где вклад французов очень велик. Это фильмы, где в центре внимания – двое героев (как правило, мужчин): соперники-враги-друзья, которые вынуждены проходить через какое-то приключение вместе, несмотря на все различия между ними. Французы, если не создали, то великолепно развили этот жанр; большие братья из Голливуда очень много украли у них в этом плане. Смотрите Франсиса Вебера (L'emmerdeur, La chèvre, Les compères, Les fugitifs), Патриса Леконта (Tandem)... Из этой же серии недавний суперхит Intouchables (1+1).

6) 21-й век. Не будем о Бессоне (что вы о нём не знаете?). Мне кажется, сейчас самые влиятельные французы в мировом кино (хотя бы по количеству попыток им подражать) – это Жан-Пьер Жене и Мишель Гондри. Оба – великие выдумщики с огромной фантазией, оба преломляют реальность, но каждый по-своему. Жене – человек больших масштабов, создающий огромные сказочные миры (смотрите Delicatessen, La cité des enfants perdus, Amélie – и обязательно недавний, совершенно замечательный T.S. Spivet). Гондри всё делает как будто на коленке, из того, что под руку попадётся – это всегда неожиданно и интересно (La science des rêves, Be Kind Rewind, L'écume des jours... и не пропустите уж тогда The Green Hornet – это, наверное, первый и последний случай в истории кино, когда такому человеку дали огромный бюджет в Голливуде и попросили снять комикс про супергероя. Результат феерический; в лучшем из миров все супергеройские фильмы должны быть такими, в нашем он такой один).

Это только первый уровень погружения. Дальше действует "сад расходящихся тропок": если какой-то фильм зацепил – всегда имеет смысл посмотреть, что этот режиссёр снимал до и после; что ещё писал этот же сценарист; где ещё снимались те же актёры. Если втянетесь, там ещё много и много слоёв. Немое кино, довоенные мелодрамы, кино времён Оккупации (отдельная тема, страшно интересная, совершенно не изученная, но таящая в себе кучу богатств), полары и политические триллеры 70-х, абсурдные комедии 80-х, "новая новая волна" (Бейнекс, Каракс) и т.д., и т.п. Вам будет, чем себя занять на ближайшие годы )

13
3
сентябрь
2015

Чтобы начать, можно посмотреть наиболее заметные и сильные французские фильмы из числа относительно новых: Amélie, Les Intouchables, Le premier jour du reste de ta vie, Le prénom, The Artist, Un long dimanche de fiançailles, Un prophète, Le Passé, Amour, La Vie d'Adèle. Потом можно углубиться и посмотреть классические фильмы французской Новой Волны, где требуется чуть большее интеллектуальное усилие: 400 coups, À bout du souffle, Cléo de 5 à 7, La jetée. Ну и потом, если хватит сил, перейти на все остальное... Mon Oncle Жака Тати. La nuit Americaine Трюффо - кино про то, как снимают кино. Oдин из лучших антивоенных фильмов - La Grande Illusion. Прекрасные костюмированные фильмы Клода Берри с замечательными Депардье и Ивом Монтаном - Manon des Sources, Jean de Florette. Трилогию Trois Couleurs и La double vie de Veronique Кшиштофа Кислевски. Мистические Une pure formalité и Le Locataire Романа Полански. Le souffle au coeur Луи Маля, наделавший шуму в свое время. L'ours Жан-Жака Анно, где главную роль исполняет... медведь. Исторические школьные драмы: Les Choristes, Au revoir les enfants. Delicatessen Жан-Пьера Жене. Тяжелый, но очень сильный Le Scafandre et le Papillon.

Ну вот, надеюсь, вам хватит на первое время. Важный момент: все эти фильмы, разумеется, надо смотреть в оригинале с субтитрами, иначе половина очарования пропадет дубляжом. Впрочем, это относится ко всем фильмам на иностранном языке.

Иван Кузьминотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
3
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта