Почему человек грустит под минорные аккорды, а не под мажорные?

6397
3
0
4 сентября
21:28
сентябрь
2015

Потому что нам так сказали.

В западной культуре дети не воспринимают минорные аккорды как грустные, пока не привыкнут так их воспринимать. В других культурах эмоциональное восприятие музыки вообще разбросано по всей оси координат, особенно в культурах, непривычных к западному канону.

К примеру, пигмеи Мбендзе воспринимают всю музыку как весёлую (включая похоронный «Taps», который, кстати, построен на мажорных трезвучиях), поскольку в их культуре нет грустной музыки, вообще.

Точно так же нам с вами, привычным к западному канону, было бы сложно описать, допустим, арабские макамы, как грустные или весёлые — они просто другие. Можно конечно попытаться их "угадать", но и гадать мы будем, опять же, исходя из западного канона.

Не говоря уже о том, что, например, «Хава нагила» прекрасно себе весёлая, хотя аккорды там в основном минорные.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
50
1
сентябрь
2015

Минорные аккорды, под которые обычно грустят, берутся не абы откуда, а из самых основ минорного лада. Минорный аккорд внутри мажорного лада звучит лирично, акварельно, но не "грустно", нет.

Что же касается минорного лада, то ещё древние греки, которые обожали изучать, сортировать и складывать по порядку звуки, относили эолийский (минорный) лад к гиполадам и называли его "слабым", "вялым". Греки использовали его неохотно, предпочитая другой лад минорной группы - дорийский (мы с ним знакомы также по шотландским и ирландским народным мелодиям).

В европейской музыке, особенно богослужебной, "грустная" роль минора закрепилась благодаря использованию так называемой "музыкальной риторики". Проще говоря, за определённым библейским сюжетом или понятием постепенно закреплялись своеобразные мелодические рисунки, которые облегчали прихожанам понимание происходящего (службы, напомню, долгое время велись на латыни). Самые драматичные моменты часто иллюстрировали именно характерными мелодическими движениями внутри минорного лада, и эти ассоциации прочно закрепились.

Кроме того, спокойствие и мягкость минорного лада порождает и некоторую его неустойчивость, в отличие от бодрого и жёстко сконструированного мажора. Поэтому ступени минора охотно изменяют, понижают, повышают, дополняют, обостряют хроматическими звуками. Лад получается более сложным, рефлексивным, располагающим к погружению в музыку и в себя, задумчивости, сосредоточенности. Тут уже недалеко и от грусти.

Вне этих и подобных контекстов минор действительно эмоционально очень разнообразен. От "Скерцо" ("Шутки") Баха до "Калинки" и частушек.

24
0
сентябрь
2015

Мажоро-минорная система окончательно сформировалась в европейской музыке к началу XVIII века. Тогда церковные лады стали делить на Modus major и Modus minor (cantus durus и cantus mollis). При определении нашего восприятия мажора или минора употребляются такие прилагательные: мажор - ясный, светлый,твердый, минор - темный, мягкий. Если мы объясняем эту тему детям в школе, то говорим просто - мажор веселый, минор грустный. Это связано с теми интервалами и аккордами, на которых основан музыкальный лад. Так в мажоре это большие интервалы (терция, секста) и основанные на них мажорные трезвучия (тоника, субдоминанты), в миноре - напротив малые и минорные. Для нашего восприятия малые интервалы и основанные на них минорные трезвучия всегда звучат "темнее", "грустнее" и т.д. чем большие и мажорные. ОДНАКО! Это не является аксиомой, существует множество мажорных тем (П.И. Чайковский, финал первой части 6-й симфонии - си мажор, Дж. Верди, финальный дует из оперы "Травиата" - ля-бемоль мажор) от которых хочется плакать, равно как и минорных произведений, прослушивание которых, напротив, внушает светлую надежду (песня "Запахло весной" группы "Бутырка" - ре минор, Прелюдия вариация и фуга си минор Сезара Франка и т.д.). Все зависит от контекста, как говорится.

10
1
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта