Не только кино. То же в любой хорошо рассказанной истории: в театре, в книжке, в устном рассказе.
В продаже: говорят, хороший продавец - рассказчик историй.
Механизм - идентификация: мы мысленно подставляем себя на место главного персонажа, и так "проживаем" кусок его жизни. Именно в этом во многом причина "запойного" чтения...
Здесь "идентификация" не в том смысле, который вкладывают психоаналитики, описывая один из механизмов "защит".
Скорее, можно предположить что-то из области эволюционной психологии. Поскольку мы биолого-социальный вид, успех, статус, выживание и пр. сильно связаны с умением понимать и прогнозировать поведение других членов сообщества. Один из простых рабочих механизмов - быстро, "на автомате", мысленно подставлять себя на их место. Мы делаем это много раз в течение дня, совершенно неосознанно, на мгновения.
Так вот любое хорошее повествование подхватывает и использует, - и, кстати, развивает, - этот существующий у нас механизм, природную способность и склонность.
Впрочем, это моё предположение, Суррьёзных Исследований на эту тему не читал.
Мне кажется,это разновидность самосовершенствования человека-
накопление жизненного опыта. И почему то при всеми ругаемом
социализме плачущих в кинотеатрах людей было больше...