Ответить
Yulia Kondratuk
март 2015.
55755

Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?

ИскусствоКультураИскусство и культура
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
65
33 ответа
Поделиться

Как и другие футуристы, Малевич считал, что способ, которым мы воспринимаем и понимаем мир, слишком узок. Пять физических чувств и их рациональные анализаторы (то есть, язык и логическое мышление) ограничивают наше представление о действительности, а творческое новаторство это представление расширяет: так, поэту достаточно поставить слова в непривычные соотношения — это рождает новые ощущения и смыслы.

Футуристы решили бороться с логикой и конвенциональным языком, и изобрели для этой цели «заумь» — алогический странный язык, порождающий не обычные, а непривычные смыслы и разрушающий конвенциональные схемы сознания.

Вместе они поставили оперу «Победа над солнцем» (1913), где музыка была построена на диссонансах, язык — на зауми, а солнце (свет рационального разума) должно было исчезнуть из мира. Декорации Малевича ничего не изображали и состояли из набора абстрактных форм, а занавес к одному из действий представлял собой простой черный квадрат.

Так родился этот по выражению Малевича «царственный младенец», образ, в котором нет ничего, что связано с возможностью видеть и осознавать видимое обычным способом. Это, как говорил Малевич, «нуль форм», от которого открывается путь в другую живописную реальность.

Эскиз занавеса не сохранился, но двумя годами позже Малевич написал картину маслом «Черный квадрат». Ее показали на выставке футуристов «0,10», среди других чисто абстрактных картин Малевича. Сохранилась фотография этой экспозиции, где видно, что «Черный квадрат» был повешен не на стене, а на углу под потолком, как икона в традиционном русском доме. Из этого обычно делается вывод, что «реальность как она есть», не воспринимаемая физическими чувствами, которую искал Малевич, имеет в себе нечто мистическое.

Тот же самый вопрос я задал своему другу, фанатику современного искусства, на что он мне ответил: "Черный квадрат - это жирная точка в искусстве, финальный аккорд. Грандиознее этого ничего не придумаешь." Даже взяв детали можно это почувствовать. Квадрат - самая важная (а если не главная) геометрическая фигура не только в математике, но и архитектуре, живописи, да и в искусстве в принципе. Черный - цвет, который взял в себя все цвета. Дальше черного нет ничего.

Для меня это стало открытием и огромным событием. Заставила смотреть на вещи немножечко шире и выше)

Для меня все творчество футуристов, что в живописи, что в литературе, это так или иначе насмешка над традиционными формами и правилами искусства, это резкий контраст с ними: "Вы любите розы? А я на них срал".

Футурист вполне мог, например, написать стихотворение матом и записать кругами, раскручивая от центра, начиная с самого сильного матного слова. А теперь представьте это на фоне символизма (Блок, например), направления в искусстве в 1900-1910 годов.

Это протест, насмешка, "приколка" над искусством, но - какого качества приколка! Ведь до стихов спиралью, до черного квадрата на холсте о таком никто и помыслить не мог. Иными словами, черный квадрат - приколка над искусством потрясающей новизны и потрясающей же дерзости: "Вы пишите природу, пишите портреты... А я напишу черный квадрат и докажу вам, что ваше понимание искусства слишком узколобое". И, мне кажется, эта картина заслуживает быть известной. Такое никто никогда не писал до и никто не напишет после.

показать ещё 30 ответов