Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?

Искусство и культура
Yulia Kondratuk
  · 72,7 K
Доктор искусствоведения  · 11 мар 2015

Как и другие футуристы, Малевич считал, что способ, которым мы воспринимаем и понимаем мир, слишком узок. Пять физических чувств и их рациональные анализаторы (то есть, язык и логическое мышление) ограничивают наше представление о действительности, а творческое новаторство это представление расширяет: так, поэту достаточно поставить слова в непривычные соотношения — это рождает новые ощущения и смыслы.

Футуристы решили бороться с логикой и конвенциональным языком, и изобрели для этой цели «заумь» — алогический странный язык, порождающий не обычные, а непривычные смыслы и разрушающий конвенциональные схемы сознания.

Вместе они поставили оперу «Победа над солнцем» (1913), где музыка была построена на диссонансах, язык — на зауми, а солнце (свет рационального разума) должно было исчезнуть из мира. Декорации Малевича ничего не изображали и состояли из набора абстрактных форм, а занавес к одному из действий представлял собой простой черный квадрат.

Так родился этот по выражению Малевича «царственный младенец», образ, в котором нет ничего, что связано с возможностью видеть и осознавать видимое обычным способом. Это, как говорил Малевич, «нуль форм», от которого открывается путь в другую живописную реальность.

Эскиз занавеса не сохранился, но двумя годами позже Малевич написал картину маслом «Черный квадрат». Ее показали на выставке футуристов «0,10», среди других чисто абстрактных картин Малевича. Сохранилась фотография этой экспозиции, где видно, что «Черный квадрат» был повешен не на стене, а на углу под потолком, как икона в традиционном русском доме. Из этого обычно делается вывод, что «реальность как она есть», не воспринимаемая физическими чувствами, которую искал Малевич, имеет в себе нечто мистическое.

1 эксперт согласен

Это же просто квадрат)))0)

Искусствовед, генеральный директор Школы популярного искусства "OP_POP_ART" http://oppopar...  · 28 янв 2017
Я очень люблю этот вопрос!  Начну как всегда из далека)) Ответ на вопрос о «Черном квадрате» несколько глубже, чем бы могло показаться. Для начала необходимо окунуться в историю искусств, а именно на рубеж 19 и 20-ых веков. Итак, Импрессионисты, они первыми заявили и стали изображать мир вкруг, не так как это делали академисты, а так как они его видели: с игрой света и... Читать далее
1 эксперт согласен
> После революции 1917 года супрематизм отлично «встраивается» в советскую жизнь, супрематистские формы начинают... Читать дальше
Студентка, экономический факультет  · 6 нояб 2015
Для меня все творчество футуристов, что в живописи, что в литературе, это так или иначе насмешка над традиционными формами и правилами искусства, это резкий контраст с ними: "Вы любите розы? А я на них срал". Футурист вполне мог, например, написать стихотворение матом и записать кругами, раскручивая от центра, начиная с самого сильного матного слова. А теперь... Читать далее

Именно так, это стеб!

Писатель, автор романов "Почтовый ящик", "Обналичка и другие операции"  · 6 нояб 2015

Ирина Александровна Антонова, которая тут ограничилась кратким ответом, когда-то объяснила, что "Черный квадрат" означает новый период в искусстве: закончили все, что было, "обнулили" и начали творить снова с самого простого, с черного квадрата. Это объяснение успокоило меня на всю жизнь, я больше не мучаюсь вопросом, почему за дурной квадрат дают 150 миллионов долларов.

дизайнер интерфейсов, юзабилити-аналитик  · 28 янв 2017
Когда я был в Русском музее и стоял возле Черного Квадрата, ко мне подошел пожилой мужчина, и спросил, что я думаю об этой картине. Я сказал, что у меня смешанные чувства и я не понимаю, в чем тут ценность. Старичок представился, сказал, что он русский композитор, живущий в Австрии. Говорит, сейчас я тебе объясню это на примере музыки. Музыка – самое абстрактное из... Читать далее
Архитектор  · 1 июн 2015
Потому что он не черный и не квадрат )). Мало того, там стороны не параллельны друг другу и не параллельны краям картины. Но вам сказали что это черный квадрат - и вы верите. Почему-то наиболее известен именно квадрат, хотя полотно было только частью триптиха, где был еще черный круг и черный крест. Малевич считал их основными фигурами изобретенного им суперматизма... Читать далее
квазифилолог, приверженец северной традиции  · 28 янв 2017
Почему-то зачастую культурологи обходят стороной техническую сторону живописи, хотя зачастую это краеугольный понимания для глубокого понимания какого-либо произведения. Не буду вторить другим ответчикам, скажу лишь что сам квадрат не имеет в себе ничего черного -- там смесь 108 цветов, а белый, который его окаймляет, является смесью бледно-розового и желтого... Читать далее
Инженер-строитель  · 28 февр 2016

Я где-то слышал, что когда впервые показывали картину Черный квадрат, её умышленно повесили в помещении в углу, который издавна называется красным. Как бы намекая, что вот вы смотрите в место, где должны быть иконы, но там - ничего нет, мрак, пустота. Тем картина создала большой резонанс в православном обществе, ну с того момента пошло-поехало.

бакалавр истории искусств  · 29 февр 2016
Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и... Читать далее
Отвечу не как сведущий человек, а как простой обыватель. Для меня основной посыл супрематизма (как и других неоычных "измов") такой: "Вы смотрите на реалистичную картину и испытываете чувства. Но вы испытываете их и тогда, когда просто смотрите на композицию фигур". То есть, это попытка вызвать эмоции у зрителя с помощью одних лишь цвета и простой формы. Если вы... Читать далее