Bog Vakuuma
февраль 2018.
88

Чем советская агитация отличается от РФ-ного пиара ?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

1. Инструментальные (технические) возможности.

В СССР даже телевизор был далеко не у всех, поэтому основными источниками были газеты и радио. Сейчас телевидение интересует только пенсионеров, а на первый план выходит не столько сам интернет, сколько его коллективные социальные формы.

2. Идеология.

СССР последовательно дистанцировался от тёмного прошлого и в каком-то смысле был устремлён в будущее. Хотя бы на уровне "сегодня пока плохо, но вот завтра..." Стоит так же отметить показной интернационализм.

Российская же современная идеология является пёстрой смесью исторических анекдотов: герб из одной эпохи, флаг из другой, гимн из третьей, православие вперемешку со сталинизмом, конкретный национализм, расцветший на недолгой волне дешевого импорта.

Немногое, что действительно объединяет две эпохи - милитаризм, антикапитализм, статус осаждённой крепости.

10
-3
Прокомментировать

Тем, что советская пропаганда в условиях полной закупорки информационного поля утверждала и демонстрировала превосходство советского строя над империализмом: советской промышленности, уровня жизни, культуры, науки. Беда в том, что когда этот занавес рухнул, вранье вскрылось и это было не к добру.

Российская пропаганда пошла на шаг дальше. Она уже не утверждает, что в России все замечательно, все лучше, чем на Западе и порой даже позволяет себе признавать тяжелейшее положение страны. Но зато мы тут все такие из себя духовные и талантливые, а там за бугром и фашисты сплошные, и мигранты женщин насилуют поголовно, и негров линчуют, да и вообще в кольце фронтов. 

Илья Левинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-1
Прокомментировать

Пропаганда - широкое и легальное распространение определенных суждений, необходимых для формирования общественного мнения. Пропаганда появилась давно, например, мы можем говорить о древнеримской пропаганде, гуситской пропаганде, протестантской пропаганде XVI века, или антинаполеоновское пропаганде и т.д. Представление о том, что пропаганда случается не только в отечественных медиа, позволяет чуть свободнее посмотреть на объект интереса.

У пропаганды есть как минимум две очевидные компоненты: содержание и каналы распространения. Неверно сравнивать советские и российские технологические возможности, так это два хронологически несравнимых периода. В обоих случаях использованы все имеющиеся каналы и известные технические средства, то есть по этой компоненте можно поставить знак равенства. Однако существует разница в масштабах: советская пропаганда была намного более тотальной и всеобъемлющей. У современного же человека есть возможность отгородиться от чересчур навязчивых призывов.

Отличаются они и содержательно. Советский агитпроп был заточен под нужды коммунистической идеологии, а потому призывал к единству трудящихся всех стран (классовая солидарность - важный, хотя и забытый тезис коммунистической идеологии), доказывал неукоснительный рост благосостояния трудящихся (тезис, определяющий смысл существования пролетарского государства), ну и конечно, указывал на вождей как центр сплочения народных масс.

Современная пропаганда не призывает к классовому единству поверх государственных границ. Она фокусируется на целостности нации, включая все без исключения ее кластеры. Современная пропаганда не рассказывает нам о росте благосостояния трудящихся, а мы не видим этих бесконечных репортажей с полей и заводов (ну или видим в ограниченном масштабе). Современная пропаганда озабочена тем, чтобы доказать состоятельность, успешность государства как административной структуры, а не строя или правильной политической концепции. 

В советское время объектом героизации было настоящее и будущее, тогда как прошлое считалось страшным, архаичным, негуманным. В наше время будущее отсутствует, современность мифологизируется и мистифицируется, зато прошлое является полем героических свершений и подвигов.

3
0
Прокомментировать
Ответить