Ана†олий Серый
февраль 2018.
522

Не является ли надежда человечества на высокие технологии новой религией, культом, со своим святыми, пропагандой, а главное – с верой в лучший будущий мир?

Ответить
Ответить
Комментировать
8
Подписаться
6
3 ответа
Поделиться

Чтобы быть религией этой надежде должны быть присущи два религиозных признака - вероучение и догматизм (я бы мог добавить и третий признак - вера, но в реальности он не всегда присущ религии, поэтому в данном случае его можно опустить). Я не вижу в надежде человечества на высокие технологии этих признаков. Вижу лишь разных людей, которые на основе разрозненных данных не объединенных догматичным церковным вероучением лелеют надежду о технологической сингулярности. 

Разумеется эту надежду можно культивировать в религию, например, создадим свою церковь SpaceQ. Вероучением нашим будет поклонение святому Маску - миссии и Тесла - пророку его. А догмат в том, что лишь святой Маск благодаря биткоину благодатному может открыть путь на Марс обетованный. И вот получилась у нас еще не религия,  но уже идеология, а чтобы в религию превратить - добавим немного сверхъестественного, что полетит Маск туда на Тесла. И как только ступит его нога на красную планету, так забьет живительный источник и воцариться царствие природное - где ничего делать не надо, а все есть. Вот тогда уже будет религия, хотя, вот смотрю я прямую трансляцию полета Тесла на Марс https://www.youtube.com/watch?v=y3niFzo5VLI И уже не так уверен, что не воцариться царствие природное, все таки технологическая сингулярность прикольная штука и может давать довольно большие надежды на не столь далекое будущее. 

6
-2

Движения теософии, эзотерики и нью эйдж - по сути являясь религиозными учениями - не имеют ни четкой догматики, ни даже сформулированного вероучения. 

Тем более вы сильно искажаете суть религиозного поиска человечества, сводя все к примитиву в стиле "бабушкиного богословия" в пересказе для 3х летнего ребенка. На самом деле все сложнее. Начиная с того что само появление письменности, что стало фундаментом развития технологий - это религиозный процесс. Все первая письменность, она исключительно религиозна.

+2
Ответить

Что еще за движения-религиозные учения, впрочем, флаг вам в руки, приведите мне пример  конкретной религии в которой не было бы догматики и вероучения (на самом деле у вас это не получится, ибо это отличительные свойства религиозного познания от научного метода).

0
Ответить

Я привел. Теософия и нью эйдж. 

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Если вы проанализируете какие-то конкретные религии подразумеваемые под указанными вами течениями, то придете к выводу, что догматизм и вероучение там будет.

0
Ответить

Александр, спасибо за ответ.
термины, термины - как сложно человечеству договорится о их значении.  Для меня религия это определенная картина мира, построенная на  гипотезах, на вере, вектор исканий и упований. Я именно в этом смысле.  Что то выступает Неким Мессией, Спасителем мира, Панацеей, главной  надеждой, смылом, путём, парадигмой. Уверен, что и догматы и вероучения определенные хоть и не декларированные особо тоже можно найти - от веры в теорию Эволюционной модели развития мира до прочих "установок". 

+1
Ответить

Пожалуйста, мне было интересно ответить.

0
Ответить
Прокомментировать

Вера в светлое будущее - основа любой религии. Но прогрессизм пока сильно уступает христианству, исламу, буддизму и прочим.

Несколько крупных технологических рывков за последние 200 лет в с периодичностью в несколько десятилетий действительно вызывали малообоснованные сверхоптимистические ожидания, например в 1950-1960-х или 2000-2010-х. Тут вам и победа над болезнями, и создание искусственного интеллекта, и победа над бедностью. Но время всегда расставляет вещи по местам.

Большинство людей, серьёзно интересующихся прогрессом, неплохо понимают реальные перспективы. Толпа же обывателей, совершено не ориентирующаяся в происходящих процессах, не способна создать научный культ - все достижения НТП превращаются у них в эзотерические бредни. А вот это уже настоящая религия! :)

То же касается и пропаганды. Прогрессисты способны отличить её от информации, а восприимчимые к внушению не любят науку.

5
-2
Прокомментировать

Да, безусловно, является. Надежда людей на высокие технологии в конечном итоге сводится к надежде когда-нибудь обрести с их помощью бессмертие. Причём по этому главному вопросу уже просматриваются, как минимум, два противоречащих друг другу решения. Продления жизни можно достичь, во-первых, через развитие обычных технологий. Путём замены органов на механические части. Более надёжные и эффективные. Во-вторых, того же можно достичь через развитие биотехнологий. Путём выращивания новых органов на замену. Или путём генетических модификаций, повышающих надёжность и эффективность органов.

Таким образом в религиозных войнах будущего будут участвовать три стороны - традиционалисты (объединённые верующие всех традиционных религий), механисты и шейперы. Названия двух последних взяты из киберпанка. Это не просто так. Дело в том, что именно в рамках этого жанра было убедительно показано, что это два взаимоисключающих пути развития. Считается, что этот вопрос уже успешно прошёл так называемую литературную верификацию. В точных науках для предсказания будущего принято строить математические модели, а в гуманитарных для этого используется метод литературной верификации. Предполагаемое будущее описывается в литературной форме, и если оно получается убедительным и непротиворечивым, то считается, что верификация прошла успешно. И, наоборот, если не получается нормально описать некое будущее даже в литературной форме, то считается, что такой вариант будущего исключён. Так вот написать такое произведение, в котором механисты дружили бы с шейперами, не получается. Противоречия между ними настолько фундаментальны, что они всё время переходят в крайнюю форму противостояния. Даже между традиционными религиями противоречий меньше.

4
-3
Прокомментировать
Ответить