Андрей Козлов
февраль 2018.
1953

Какой была Москва в нулевых при Лужкове?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Прекрасно помню Москву нулевых, и не соглашусь с Колей, что "примерно такая же". Как и с тем, что любой город-де меняется, и со временем прогресс настаёт. Можно взять Белгород, этакую маленькую Москву посреди степи, а можно Тверь, которая из 90-х и не вылезала. 

Москва "нулевых" была не самым комфортным местом для жизни. Какие-то моменты, может даже, и вспоминаются с ностальгией, но просто потому что это было во времена юности, и моменты, как правило, были связаны с возможностью "наебать систему".

"Живой" город с торговлей на улицах? Да, царство огромных хаотичных рынков, а по сути - самых настоящих восточных базаров, где чуть более чем полностью забили на любые нормы, правила и законы. В сети гуляют фотки, как где-нибудь в Индии или Бангладеше люди торгуют прямо на рельсах, а потом разбегаются? Так вот, в начале "нулевых" это была вовсе не экзотика, а лично даже помню один такой рынок в городе.  "Черкизон" (Бог миловал бывать), на Петровско-Разумовской и т.д. То место, где если вы попросите чек, на вас посмотрят как на слабоумного. Разумеется, держали в виду все эти точки какие-то этнические группировки, и в зависимости от того, что за нация главенствовала в данном месте, была и атмосфера. Скажем, на Водном Стадионе вроде были армяне, которые себя вели чинно и тихо. А вот на Петровско-Разумвском, когда вы шли мимо рядов, вас чуть ли не хватали за руки; хотелось иметь при себе пулемёт.  Единственный плюс: там можно было купить практически всё, в то время, как в магазинах и ТЦ было часто втридорога, и ограниченный выбор. Здесь же, если например нужно приобрести какие-нибудь быдлошорты или маечку именно для дома, проблем не было, и стоило сущие копейки. Разумеется, с криволапо сделанной прострочкой, изготовленные сестрой продавщицы, какой-нибудь Гульнары, в каком-нибудь подвале. Сланцы какие-нибудь. Да, настоящий восточный базар, как где-нибудь в Средней Азии, должен вонять, и не забивать на санитарные нормы. Так всё и было! Кучи всякого мусора, и среди них шмыгали здоровенные пасюки aka серые крысы (впрочем, торговцы их травили, и век их был не долог - трупаки их встречались почти так же часто, как живые особи). 

Незабываемая аура этих рынков-базаров. Эти вопли на всех языках народов из южных регионов бывшего СССР, которые можно представить. Знойные восточные красавицы, и темпераментные джигиты. Как-то раз видел даже мужика в облезлой драной "черкеске", и, кажется, даже в папахе - т.е., в прямом смысле с гор спустился. (Потом ему, видимо, коллеги сказали про слишком экзотичный вид, и он оделся-таки по их моде - в растянутый свитер, спортивные штаны, и кожаную "кэпочку"). 

Там же "казино", а по сути - маленькие павильоны, где "одноруким бандитам" не особо далёкие пенсионеры просаживали остатки денег. То, что Медведев запретил все казино вообще - навсегда останется для меня одним из плюсов его правления. 

При этом повсюду строились новомодные торговые центры, почти всегда - уродской архитектуры. Впрочем вот это - и сейчас так. 

Куча ларьков - ларёчный бизнес процветал. Хотя уже и не настолько, как в предыдущее десятилетие. 

Да, куча бомжей! Огромное их было количество, бросающееся в глаза. Больше, чем сейчас. В сети ходит фотография, где они разлеглись себе на травке вдоль. Я знаю, что это за место - это рядом с трамвайной остановкой на "Трёх вокзалах". Можно было видеть эту картину в тёплый сезон  достаточно регулярно, подъезжая на трамвае. Бомжи постоянно и всюду срали. Может, это был такой социальный протест с их стороны - не знаю, и знать не особо хочу. 

А злачные места, где подобные личности массово обитали! Кто был в знаменитой "кишке" между Ленинградским и Ярославским вокзалами - тот эту картину никогда не забудет. В этой клоаке тусовались такие симпатичные лица, по которым сразу хочется открыть огонь без предупреждения. Другое дело, что вели они себя именно там достаточно тихо. Как и местные торговцы-гастарбайтеры. Действовал принцип: "у себя дома никого не трогаем". Можно было спокойно стоять там, и пить у стоячего столика пиво - даже мелочь практически не подходили клянчить. А - хули - визит милиции сюда никому ничего хорошего заведомо не мог принести. 

Перейдём к транспорту.

О, маршрутки! Особенно, когда были "Газели". Жёлтенькие (не всегда) и шустренькие. И не слишком безопасные. Вернее, совсем не безопасные. Вспоминается путь от метро до своих мест. Сейчас, на чинном синеньком автобусе, это занимает больше 20-ти минут (тем более, что в связи с появлением эстакады, маршрут поменялся). А тогда горячий абрек проносился на бешеной скорости, и ты не успевал опомниться, как был на месте. При этом, на поворотах кузов машины слегка приподнимался одним боком над землёй, но это так, к слову... Прочные эти агрегаты были как консервные банки, и хорошо было, если все сиденья были прочно приделаны к месту. Ещё надо было следить, чтобы не во что не вмазаться (масло, или мазут), и вляпаться. Как только "Газели" заменили на более солидный импортный транспорт, скорость и лихачество как-то резко сникли. 

Но помимо маршруток, в начале десятилетия, особенно, ещё ездило множество медлительных "Икарусов", которые терпеть не мог, и ещё более жутких турецких красно-белых "мерседесов". Последние, очевидно, изготавливались чисто для турок. Если я в них садился, то потом болели упёршиеся плотно в переднее сидение колени; ещё сзади была нелепейшая ступенька, обрубленная в самом неподходящем месте, так что одной ногой, при плотно набитом салоне, ты над ней висел. А вот новенькие круглоглазые "Лиазы", кстати, были вполне приятными машинами. 

Метро строилось - полторы новых станции за 5 лет. И презентовалось это всё с нереальным пафосом. А то, что где-нибудь в Китае норма, когда за год их появляется ещё один десяток - как-то умалчивали. 

Вот на электричках гораздо легче было проехаться без билетов - этого не отнять. Большую часть студенческих лет и много позже так было. Также и на автобусах был вариант. И в метро проскочить. 

Но если смотреть не с позиции ностальгии, а с точки зрения практичности, и особенно если сравнивать с тем, что в других странах - с транспортом было всё очень и очень говённо. Маршрутки (как уже неоднократно писал И.Варламов - Zyalt, и здесь с ним соглашусь) - это как раз показатель проблем с транспортом, и колхозная черта. Да, иногда на них бывает чуть быстрее. Но статистика и практика показывает, что они гораздо более часто встречаются именно в странах "Третьего мира", а не в цивилизованных странах. Совпадение? - Не думаю (с.).

Раньше от станции метро до дома было значительно быстрее. И всегда можно было сидя, если дождаться следующую маршрутку. Синенькие автобусы катят дольше, хотя бы потому, что останавливаются на каждой остановке. И набивается народ в них плотно. НО. Теперь построили ещё одну, следующую по ветке, станцию метро, и уже на официальных автобусах путь от неё стал в разы короче. 

Про МЦК вообще не говорю. После её открытия монорельс, который построили чисто для того, "шоб было", растерял большинство пассажиров. Ждать туеву хучу времени, а потом плетётся медленнее, чем гужевой транспорт (при самом открытии один бодрый старичок-ветеран по телевидению порадовал таким сравнением, причём в пользу скорости извозчиков его молодости). Убогие неудобные вагоны. Правильно решили, что по этому маршруту надо просто провести дополнительные трамвайные пути. 

Плитка. Ну да, были разъёбанные в хлам тротуары. Которые и приходилось менять каждый год. В сравнении с Москвой (но не только по этому параметру) небольшие городки Подмосковья (вроде Мытищ) ВНЕЗАПНО смотрелись в разы опрятнее и аккуратнее. Глаз отдыхал при их посещении. Нет, в столице-таки было чутка плитки - "исторической", в исторической части города (к сожалению, она и сейчас там есть), т.е., сделанной под старину. Где булыжники сознательно сделали выпирающими, так что если пройтись в этом месте на каблуках... Кто-то из знакомых говорил: "А не фиг на каблуках ходить!.." А почему не фиг? В городе, чай, а не в селе. Места надо делать удобными для тех, кто одевается по городской моде. Конечно, первый опыт с плиткой в Москве, после смены мэра, был не айс. Тогда, в спешном порядке узбеки и таджики ударными темпами сносили в центре все тротуары, и ляпали кое-как плитку, причём довольно хренового качества. Но теперь-то делают не так всё плохо. 

Вот снег, особенно сейчас, убирали в разы быстрее. Да, всё старались засыпать реагентами, причём чаще, чем сейчас. И ведь на них очень жаловались!  Сейчас бы не стал. Есть подозрение, что изменилось что-то в оплате работы приезжих из других стран работников ЖКХ, и поэтому они ещё стали работать гораздо более вяло, и нерегулярно. Но это так, к слову. 

Эстакады и развязки, те, что помимо МКАД, стали строить именно сейчас. А по-хорошему, надо было ещё в 1990-е! Тогда бы было в разы меньше проблем.

Насчёт строительства особо не буду говорить, т.к. это больная тема. Дядя Юра регулярно говорил о борьбе с "хрущёвками", и что скоро всех переселят. Говорил. Он и все промышленные предприятия обещал из города удалить. Не удалил. 

Насчёт "реновации", так наш дом, например, целиком проголосовал "ЗА". Потому что, по планам, должны были осуществить всё ещё в начале 1990-х. Но в правление ЮМЛ почему-то про это забыли.

Да, дома, конечно, при нём возводились несколько более добротные. Не было в таком количестве полупластиковых "муравейников", даже без балконов, с пресловутыми "студиями". Теперь вместо "точечной застройки" - "киберпанк" на бывших колхозных полях вокруг города. 

И всё-таки люди, живущие в "хрущёвках", надеются на улучшение. Посмотрим, как будет. 

"Было меньше гламура, дорогих празднеств, украшений (типа иллюминации на  Новый Год за несколько миллионов) и помпезных проектов типа парка  Зарядье." Александр, не надо! Каждый год, в день Города непременно устраивалсиь все эти клоунские шествия с резиновыми фигурами и прочей хохломой. А уж что творилось, какой пафос был в 1997 году, во время юбилея - сложно передать. Что касается обустройства на месте гостиницы "Россия", то там был конкурс. Почему-то с самого начала подозревали, что выиграет лужковский протеже. И, что характерно, он выиграл. Предполагалось построить квартал элитных домиков. То, что теперь всё-таки сделали развекательный парк для народа, по-моему, шаг вперёд. Вид на всё это отличный. 

И вообще, это было время, когда на облезлые фасады домов лепили кучу рекламы. Растяжки и баннеры были повсюду. От них пестрело в глазах, и не было куда деваться.

Подводя итог. Со второго периода нахождения у власти нынешнего мэра значительно улучшилась транспортная инфраструктура. И город стал гораздо чище и опрятнее. Во всяком случае, в центре. А этот "более простой и живой город" очень сильно напоминал чисто азиатский мегаполис, с полным забиванием на чувство прекрасного простых его жителей. Какой-то грязный и замусоренный, удовлетворяющий именно приезжих торгашей. Его хотелось запихнуть в стиральную машину и как следует почистить. Теперь, в основном, хоть не так стыдно, когда идёшь по улицам.

27
-2

Ну хорошо хоть чье то «чувство прекрасного» удовлетворяется вот таким:

http://varlamov.ru/1668379.html

И всего то за 200 млн. рублей. Правда, в 2016 это была только репетиция и в 2017 на новгоднюю иллюминацию потратили уже 7 млрд. руб.

https://meduza.io/feature/2017/01/12/fuzhery-ot-bratiev-rotenbergov

А я тут по поводу плитки какой то ною… да, действительно, размах – это наше собянинское все, нужно еще больше угара!

При Лужкове был раздолбаный асфальт якобы? Ну положите не раздолбанный, а нормальный асфальт – так ведь на асфальте разве столько «освоишь» бабла? Ну что вы, батенька, плитка в плане распила – на порядок эффективнее. А то что она вся волнами уже пошла и такая же раздолбанная с выщербленными кусками уже через 2 года – так тем лучше! Через год будем перекладывать по новой!

Ну и да, особенный привет тем, кто придумал класть плитку на перроне электричек - не поскользнуться там в дождь или гололед - это тот еще атракцион. Неоднократно видел, как люди летают.

Назвать московский транспорт хорошим может только тот, кто не ездит на работу в час пик из спальных районов. При Лужкове я выходил из Свиблово и садился в маршрутку прямо сразу же – и оказывался дома через 10 мин. Сейчас: утром – давка селедок в бочке, вечером – долгое ожидание. На крупных улицах автобусы более-менее ходят, а вот на мелких – ходят бывает очень редко. Поэтому ожидание стало в разы больше. Опять же, не надо путать теплое с мягким и говорить, что маршрутки везде вредны.

Маршрутки – нужны там, где большой на сцепке Икарус пускать не эффективно.

Раньше я доезжал от пр. Вернадского до Наметкина на 300 маршрутке за 15 мин, а сейчас я жду пока приедет автобус 15-30 мин. По мелким дорогам автобусы часто просто не ходят. Та же самая ситуация у моей жены на Сельскохозяйственной ул. - с отменой маршруток дорога стала дольше.

А с безопасностью сейчас – ну примерно так же как было:

https://lenta.ru/news/2018/01/12/bus/

Если бы цель была наладить безопасность – надо было бы контролировать водителей, налаживать работу органов, которым за это платят. Но это ж работать надо! Да ну на фиг! Запретить все – и дело с концом.

Запрет мелкого бизнеса и переход к гос. монополиям – это типичная черта современного гос. капитализма, переходящего в империализм, и собянин здесь – всего-лишь проводник общей политики, не больше, не меньше.

С рынками ситуация точно такая же – да, рынки местами не гламурны, но товары там были в разы лучше, свежее и дешевле, чем в крупных сетевых ТЦ сейчас. Просто потому что ТЦ монополизированы. Пятерочка-Карусель-Перекресток – это по сути одна торговая сеть с одними владельцами. В Пятерочке нормальной рыбы не бывает вообще, в Карусели – как повезет, в Перекрестке – тоже не однократно тухляк подсовывали. В то время как на старых рынках нормальную свежайшую семгу я покупал вполне по сносным ценам. Но это результат общей политике. Путин монополизирует рынок на уровне страны, а Собянин на уровне города.

То что вас хватали на рынках за руки – не знаю, меня никогда не хватали. Зато товары там были лучше. А гасторбайтеры – так они вас обслуживают и сейчас. Водителями, поварами, официантами, грузчиками – у нас работают только приезжие. И при Собянине этот процесс только усилился.

Город, кстати, выделяет неплохие деньги на зарплаты дворников, но до дворника доходит только 30% зарплаты, все остальное разворовывается городскими собянинскими чиновниками. При Лужкове так беззастенчиво все-таки не воровали.

Лужковская Москва – да, местами напоминала восточный базар. Но базар живой, действующий, со вкусными сладостами и фруктами.

Собянинская Москва – напоминает николаевский плац. Все вычерчено по линейке идеально ровно-прямоугольное. Ни травинки не растет. Зато периодически здесь проводят парады, солдаты печатают шаг, и бьет барабан.

0
Ответить

Ни кто не говорил, что теперь стало идеально. То, что варламовской ссылке, конечно, ужасно. Да, и сейчас деньги часто расходуются на глупый пафос. Но ведь кое-что смотрится очень мило. И эти новогодние украшения. И то, что теперь в районах ст. м. "Тверская" или "Маяковская". Приятные мелочи, оживляющие городское пространство. На меня, если честно, это наводит некоторую тоску. Но думаю, что детям, например, очень понравится. Или провинциалам (не про торговцев говорю, если что), приехавшим увидеть столицу "на два дня". 

Мы - не восточная страна, поэтому всё-таки "николаевский плац" будет лучшим вариантом по сравнению с "восточным базаром".  Солидный вид стараются придать теми средствами, которые есть, и теми методами, что знают. Как раньше было в районе Белорусского вокзала, и как теперь? Больше не строят эти кошмарные "шедевры" архитектуры с башенками (забыл, кстати, про это упомянуть в ответе). Как сделали в районе "Китай-города"! Научились худо-бедно создавать деловые кварталы. Уже где-то писал, что очень уважаю вариант, что на станции м. "Технопарк". Вот когда уберут этот кошмарный котлован у Павелецкого вокзала, то даже скажу, что Москва стала смотреться приличным городом. 

"Ну положите не раздолбанный, а нормальный асфальт – так ведь на асфальте разве столько «освоишь» бабла?" В спальных районах плитку особо не кладут. Так у нас каждый год меняют тротуар и бордюр, даже если они в приличном состоянии. Плитка, если её положить нормально, будет на месте годами. Просто Москва к ней не привыкла, в отличие от городов Подмосковья. Та, что была положена ударными темпами вначале, действительно мгновенно пришла в негодность. Но вот эти широкие камни, что в районе Садового кольца, думаю, продержатся несколько дольше. 

"Маршрутки – нужны там, где большой на сцепке Икарус пускать не эффективно." Но ведь сейчас появилось множество микроавтобусов, которые, однако, оплачиваются также, как и обычные. Я написал, что если брать путь домой, то и у меня выходило длиннее (это до открытия новой ст. метро). Но это - необходимая жертва. Маршрутки создают большие проблемы дорожному движению. Сам много езжу, но по моим впечатлениям - стало немного легче. 

"Запрет мелкого бизнеса и переход к гос. монополиям – это типичная  черта современного гос. капитализма, переходящего в империализм, и  собянин здесь – всего-лишь проводник общей политики, не больше, не  меньше. | С рынками ситуация точно такая же – да, рынки местами не  гламурны, но товары там были в разы лучше, свежее и дешевле, чем в  крупных сетевых ТЦ сейчас." Это уже проблема российской экономики в целом, что у нас душат мелкое предпринимательство. Идеальный, IMHO, вариант, это когда есть множество мелких магазинчиков, которые держат сами производители, лавок. Мясные там лавки, частные пекарни.  Вот это - европейский вариант. А такие рынки, что вытурили (и правильно сделали) за МКАД, и иже с ними ларьки - это из эпохи "дикого капитализма"; это - царство перекупщиков, не отвечающих за свою продукцию (а сами производители при этом лишены львиной доли прибыли); везде в цивилизованных странах это со временем исчезает. 

В общем, останусь при своём мнении - в Москву времён дяди Юры не хочется, вообще ни разу. И, при всей своей оппозиционности, должен констатировать, что нынешняя власть в Москве делает много разумных вещей. Если вдруг когда-нибудь как-то поменяется peжим, то был бы наверное не против, чтобы Coбянин при этом остался; и продолжали развиваться основные направления.

0
Ответить

Прошу, расскажите еще о нравах людей тогда. Правда ли, что раньше люди были более открытыми, чаще общались на улицах, могли подойти с какими-нибудь просьбами просто так?

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

В сети гуляют фотки, как где-нибудь в Индии или Бангладеше люди торгуют прямо на рельсах, а потом разбегаются?

Я такое наблюдал почти каждый день где-то год назад на Проспекте Мира, возле Олимпийского. Когда заканчивалась дневная молитва в мечети, в течении 20 минут шла гигантская толпа мусульман через улицу. И вот в течении этих 20 минут, некоторые ушлые ребята из их числа умудрялись развернуть целый рынок с зарядками, гаджетами, помидорами, апельсинами. Прямо ставили коридор из лотков внутри мусульманского потока вдоль проспекта. И через 20 минут быстренько сворачивались и уходили (толпу мусульман замыкала стенка из росгвардии, чтобы контролировать ее, они же и разгоняли этот рынок "минутка")

+2
Ответить

Прошу, расскажите еще о нравах людей тогда. Правда ли, что раньше люди были более открытыми, чаще общались на улицах, могли подойти с какими-нибудь просьбами просто так?

Да чушь полная. Что сейчас, что тогда - одно и то же примерно. Люди то не меняются.

Кстати, эти байки про то, насколько душевными людьми были москвичи "раньше" ходят вечно, я их особенно часто слышал про период 50-60-ых, что вот мол тогда были люди... ох! Коммуналки с теплотой вспоминают! В реальности - жил я в этих коммуналках - ужас полный, врагу не пожелаешь. Романтизация прошлого - существует только у олдфагов в голове.

0
Ответить

ЛЁХА МУДРЫЙ

Идеальный, IMHO, вариант, это когда есть множество мелких магазинчиков, которые держат сами производители, лавок. Мясные там лавки, частные пекарни.  Вот это - европейский вариант. А такие рынки, что вытурили (и правильно сделали) за МКАД, и иже с ними ларьки - это из эпохи "дикого капитализма"; это - царство перекупщиков, не отвечающих за свою продукцию (а сами производители при этом лишены львиной доли прибыли); везде в цивилизованных странах это со временем исчезает. 

Можно долго растекаться мыслью по дереву, писать простыни сейчас настроения нет.

Но вот в кратце, то что вы пишете - этого ничего и нет в реальности. Собянин проводит ту же самую политику монополизации и уничтожения мелкого бизнеса, которую проводит и все государство, только и всего. Он не хуже и не лучще общей картины. 90-ые были временем когда народу дали свободу (да, со всеми вытекающими отсюда минусам, включая грязные рынки и мелких бандюков), нулевые - стали временем, когда свободу отобрали, гайки закрутили, а весь бизнес стал или государственным, или контролироваться государством. По сути гос-монополизм, первая стадия перехода к фашизму.

Никакого "европейского варианта" у нас нет.

Рынки уничтожили. Качество продуктов стало ниже, цены выше, как всегда происходит при монополизации. Огромное количество мелких магазинов (да, тех самых, возле станций метро) уничтожили.

Операторов в транспортной сфере уничтожили, оставили одного монополиста - это не лучший путь, как мне кажется. Опыт это подтверждает: дорога стала дольше. Конкуренция должна быть везде, и в сфере транспорта в том числе.

В цивилизованных странах, в том же Париже (достаточно цивилизованно?) я видел массу торговых точек на улицах. У нас - нет.

Все это результат общей политики государства, проводником которой является Собянин. Он, как и Пуйло, советский аппаратный работник, который возрващает все к привычному для себя образу правления: административно командной системе, централизации всего (от мелкого торговца до водителя автобуса) - в руках государственного чиновника. В этом я вижу минусы в теории (монополизм - всегда плохо), в этом я вижу минусы на практике.

0
Ответить

В принципе со всем согласен, но Зарядье... бесполезным, стеклянно-железо-бетонным пятном раскинулась сея хуйня в самомо сердце нашей столицы! Впечателние, будто архитекторы вообще ни разу не смотрели на план места и не имели представления о том, что вокург собственно расположено.
Сами посудите: тут у нас русское зодчество на Красной площади, рядом высотка на Котельнической набережной (элемент сталинского ампира), и между ними- на те, ебаный эппл парк!

Сама концепция парка дибильная. 4 климатические зоны:  тундра, степь, лес и болото. Ну начнем с того, что они в принципе друг от друга не сильно отличаются а еще видимо амеры не учли что строят парк в России, и у нас зима 8 месяцев в году, так что посетители смогут вообще допетрить что перед ними разные климатические зоны только в течении непродожительного кол-ва времени.

С функциональностью тоже все не очень!

Но главынм аргументом остается то, что парк абсолютно не вписывается в, окружающий его, архитектурный ансамбль, с какой стороны не посмотри.

0
Ответить
Прокомментировать

Примерно такая же как и сейчас. Просто за пару десятилетий эволюционировала вместе со всей остальной страной. А так суть примерно та же. Вы можете посмотреть фотохронику абсолютно любого города сейчас и несколько десятилетий назад, и заметите что действительно всегда что-то меняется. Но какого-то прям особенного рывка, в духе Дубая, где вчера ещё была пустыня, а сегодня уже мегаполис, в Москве не произошло. И уж тем более никакой нет взаимосвязи со сменой мэра. Эволюция Москвы примерно такая же, какая произошла и в других городах России.

0
-1
Прокомментировать

Она была куда более нормальным, живым городом.

На улицах была мелкая торговля. Палатки и мелкие магазины позже уничтожил бандит - ставленник Пуйла Собянин. Теперь, чтобы купить любую мелкую ерунду - от шнурков до бутылки воды нужно переться в супермаркет. Ассортимент товаров существенно снизился. Фрукты и овощи продаваемые раньше на улицах были существенно лучше продаваемых сейчас в крупных торговых сетях. Да и многие другие товары присутствовали, например, колбаса завода Войковский продавалась в ларьке у меня рядом с домом, ларёк Собянин снёс, а в сетях этой колбасы я не видел.

С транспортом было лучше, ходили маршрутки. Собянин и их запретил.

Не было уродской плитки, на которой в гололёд не упасть могут разве что гимнасты.

Почти не было платных парковок.

Парковочных мест в спальных районах было больше, теперь очень много знаков запрещающих парковку натыкано и без всякой надобности.

Антигололедные реагенты сыпали также.

Лужков перестроил МКАД, который до него называли дорогой смерти, за это ему спасибо, реконструировал многие дороги.

При Лужкове, к сожалению, практиковалась точечная застройка, когда вместо двора втыкали дом. При Собянине этого, к счастью, нет, но теперь другая напасть: реновация.

Было меньше гламура, дорогих празднеств, украшений (типа иллюминации на Новый Год за несколько миллионов) и помпезных проектов типа парка Зарядье. Но город был попроще и более живым. Теперь Москва все более и более напоминает какую то витрину империи, где рядовой житель, в общем то, и на фиг не нужен.

3
-4
Прокомментировать

Она была вся в желто-зеленых бордюрах!!!!! Потому что этот пчеловод в кепочке любил это отвратительное сочетание цветов!

Думаю, это все,что нужно знать о Мск при Лужке.

Gennady Tarasovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-3
Прокомментировать
Ответить