Какой путь прошло иконопочитание, прежде чем стать официальным догматом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
1 ответ
Поделиться

Стенограмма лекции профессора Эверетта Фергюсона "Раннее христианское искусство" (курс "Ранние христиане говорят"):

Сейчас я хотел бы провести небольшой исторический экскурс, чтобы нарисовать исторический фон перед вашими глазами, на котором происходили события, связанные с иконоборческим конфликтом.

Иконоборство - этот термин означает буквально «разбивать образ», то есть уничтожение картин или изображений. Потому что по мере развития христианского искусства эти картины и изображения стали иметь большее количество функций, чем первоначальная цель - просто украсить помещение. Признаками таких изображений начали быть те самые признаки, которые находятся в изображениях императоров, которым пытаются воздать честь. Считалось, что изображение императора имеет функцию заместительную, то есть его изображение служит в качестве его присутствия. Потому что император был невездесущим и не мог присутствовать одновременно в разных местах. Но изображение императора представляло собой его присутствие во всех местах одновременно. И та же самая степень почтительности и уважения, которые оказывались императору, должна оказываться изображению императора, так как оно служило для обозначения его присутствия. То есть гобелены большие выставлялись с этими изображениями. И вот перед этими изображениями люди преклонялись, падали на свое лицо, точно так же как они поклонялись перед живым императором. Возносились воскурения этим изображениям. И рядом с этими изображениями зажигались специальные светильники. И такие изображения обычно переносили в торжественных процессиях.

И вот постепенно все эти признаки почтения, которые оказывались императору через оказание их изображению императора, стали восприниматься христианами и переноситься на изображения своих святых. И всё это было признаком определенного культа, который уже осуществлялся, и объектом этого культа становилось изображение. Впервые исторические свидетельства доносят до нас информацию о том, что такие почести воздавались изображению определенных людей, еще в том время, когда они были живы, они еще не умерли. Культовые образы впервые рассматриваются уже в пятом веке. В конце шестого века и в начале седьмого века эта практика становится очень популярной. Сопротивление, которое наблюдалось в ранней церкви по отношению к этой практике, к этому времени практически исчезает. И вот здесь уже изображения эти являются непосредственным обозначением присутствия некоторых духовных сил. И вот те характеристики, которые принадлежат христианской вере, - вера, надежда, молитва, - всё это стало переадресовываться этому изображению как объекту культа. Сам объект постепенно становился объектом поклонения, и считалось уже, что он сам по себе обладает некой силой.

Именно в этом историческом контексте появился император, который стал очень сильно противиться использованию изображений в культе - Лев Третий, с 717 года он правил по 741 год. Лев Третий был императором-солдатом. И его очень беспокоила угроза со стороны ислама. Различные причины рассматривались, по которым Лев Третий стал противиться использованию изображений в культе. Но одно из распространенных предположений заключается в том, что Лев Третий считал, что если очистить христианство, то оно станет более привлекательным для мусульман, чтобы можно было обращать мусульман. Потому что и мусульмане, и иудеи, они не принимали того обилия изображений, которое стало наполнять места христианских собраний. В 730 году Лев Третий издает эдит в отношении христианских церквей, прежде всего выступая против изображений в церквах. Основные силы, которые отстаивали практику изображений в церквах, это были монахи и епископы Рима. И опять-таки изображения Марии и святых, - иконоборцы говорили, что невозможно адекватно отобразить их добродетели графически, и поэтому эти картины, говорили они, не имеют никакого смысла.

Еще одним аргументом был следующий аргумент - они говорили, что единственным адекватным образом или символом Господа на этой земле является Трапеза Господня. И также они говорили, что самый лучший образ - это образ правящего императора, то есть сам император на престоле является образом Христа. И они также обращались к примеру ранней церкви, и говорили, что ранняя церковь противилась практике использования изображений.

Иоанн Дамаскин был самым ярким последователем в плане использования изображений и он очень был талантливым оратором, который отстаивал и аргументировал позицию людей, использующих изображения в культе. Иоанн Дамаскин сделал следующее утверждение. Он сказал: «Невозможно изобразить Бога, потому что Бог есть дух, чистый дух. Но Иисус Христос, дева Мария и ангелы, которые являлись людям, святые также люди, ангелы, которые являлись людям в телесной форме, - все эти вещи можно изобразить». При этом он говорит, что Библия запрещает только идолов. Затем он утверждает, что является приемлемой практикой изображать что-то. И он говорит о том, что ветхозаветный запрет не носил абсолютного характера, потому что изображения некоторых образов являются повелением Ветхого Завета. Например, изображения херувимов на крышке ковчега завета. И также говорится в Ветхом Завете о других украшениях и орнаментах, которые были исполнены в построении храма. И переходя от этого к следующему аргументу Иоанн говорит, что мы уже не живем в условиях Ветхого Завета, и акт воплощения Христа побуждает нас теперь изображать то, что изобразимо. И затем он говорит и утверждает, что вполне приемлемой и законной является практика почтения, почитания изображений. Потому что он говорит, что материя не является злой сама по себе. И есть различные типы поклонения, говорит Иоанн. Он говорит, что истинное поклонение нужно воздавать только Богу, но почтение можно воздавать и другим. И в конце концов он говорит, что есть преимущество этой практики использования изображений и почитания этих изображений. Он говорит, что изображения научают, назидают и напоминают нам о божественных дарах. Они способствуют культивации благочестия. И также, говорит он, эти изображения становятся каналами благодати.

Но мы с вами сократим этот исторический экскурс и отметим, что на Вселенском Соборе, который состоялся в Никее в 787 году, была одобрена практика использования образов и изображений. Это так называемый Второй Никейский Собор и Седьмой Вселенский Собор, последний Вселенский Собор. Седьмой в Римской церкви, но в восточной традиции считается, что это последний Вселенский Собор. И на этом соборе была выработана формулировка, благодаря которой разделялись понятия надлежащего почтения, которое можно оказывать изображению, и подлинного поклонения, которое можно воздавать только Богу единому.

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
0
Прокомментировать
Ответить