Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как современная католическая церковь оценивает понтификат Александра VI?

ИсторияРелигия+2
Любовь Воронина
  · 1,5 K
Католик, журналист, историк. ¡Viva Cristo Rey!  · 4 июл 2018  ·
primizkarten

Добрый день! Не сразу заметил ваш вопрос, поэтому прошу прощения за длительную задержку.

Насчёт официальной позиции затруднюсь сказать, вот и на сайте Ватикана о нём только даты понтификата. Зато вот об Александре VI статья на Радио Ватикана (оригинал на беларуском языке):

"Одной из самых противоречивых личностей в истории Церкви является Папа Александр VI Борджиа. Когда речь заходит о «грехах католичества», то каждый более менее образованный человек, сразу вспомнит о фигуре этого Папы. Наверное поэтому он и является одним из самых известных средневековых Римских Первосвященников - «грех всегда кричит, а добродетель тихая».

Кто хочет познакомиться с личностью Александра Борджиа, не встретит больших трудностей, чтобы удовлетворить свое любопытство: о нем написаны сотни книг и сняты десятки фильмов. О популярности личности этого Понтифика говорит даже тот факт, что недавно он стал одним из главных персонажей известной компьютерной игры. История наградила Александра VI довольно мрачными эпитетами: убийца, развратник, кровосмеситель, мошенник, симонист. Для некоторых авторов этот Папа являлся «аптекарем дьявола», «совершенной инкарнацией сатаны», «противоположность идеалу Христа». Конечно, глядя на такой исключительно «черный» образ не может не возникнуть некоторых сомнений - а действительно ли он был таким плохим человеком? Действительно ли в нем не было ничего человеческого? Действительно ли все грехи мира могут быть собраны в стане одной личности, которая, кстати, занимала должность преемника св. Петра?

Этим вопросом, особенно с конца XIX века задавались многие историки. Ими, не без успеха, предпринимались попытки каким-то образом развеять некоторые «черные легенды», созданные вокруг личности Александра VI, и подчеркнуть его заслуги перед Церковью и политикой тогдашней Европы.

Так вот, согласно многим исследователям, полное осуждение Александра VI не может быть принято, потому что часто основывается на ложных обвинениях. Одновременно не отрицается, что его грехи и слабости оставили такие пятна на образе Римского Понтифика, о которых каждый католик вынуждены сожалеть. Тем не менее, следует отметить, что Александр Борджиа является одной из жертв антикатолический и в частности «антипапской» пропаганды, которая начала широко распространяться с конца ХVI в.

Александр VI был одним из самых могущественных монархов Европы своего времени. Он родился в Испании и прибыл в Рим в то время, когда именно Папский двор был весами европейской политики. Нельзя забывать, что в эпоху Борджиа Римские Понтифики обладали настоящей светской властью - они были монархами, которые занимались политическим управлением, нередко лично возглавляли войска, заботились о благоприятной международной ситуации, решали экономические проблемы. Влияние Папского государства в то время был очень большим. Это, конечно, не могло не вызвать зависти и вражды - в первую очередь со стороны северных стран, которые стремились оторваться от его влияния. Именно отсюда происходит большинство мифов про этого Папу, успешно распространенных благодаря открытию книгопечатния.

Также стоит отметить, что первая биография Александра VI появилась вскоре после его смерти в 1503 году во время понтификата папы Юлия II - известного противника семьи Борджиа. Биография, конечно, принадлежит анонимному автору, и именно она стала основой для большинства псевдоисторическая рассказов о личности Александра VI.

Речь не идет о том, чтобы представить Александра VI святым - конечно, он этого не заслуживает, но с другой стороны нельзя принимать безосновательных обвинений в его адрес. Интересно увидеть, каким он был на самом деле - в чем заслуживает похвалы и признания, а в чем ошибался. В качестве первого шага в этом направлении будет утверждение, что понтификат Александра VI является безупречным с точки зрения канонического права. Несмотря на свои грехи, этот Папа был до последнего дня верен Церкви и не принял ни одного решения, которое бы противоречило католическому учению.

Александр VI имел большое желание распространить Евангелие до самых крайних точек земли. Именно при нем католические миссионеры отправились в Гренландию, Африку и, конечно, Америку, которая была открыта в год его избрания на Престол св. Петра.

Александр VI известен как активный борец с ересями в Богемии, Моравии и Ломбардии. Это он осудил деятельность испанской инквизиции - светского института, который прикрывался религией для выполнения политических заданий (как Папы боролись с пагубным влиянием светской власти на инквизицию: http://unavoce.ru/library/madden_inquisition.html).

Именно Александр Борджиа открыл границы Папского государства, чтобы дать убежище тысячам еврейских семей, которые были вынуждены бежать из Испании после объявления здесь Альгамбрского эдикта - документа, обвязывал евреев покинуть Испанию в результате отказа от перехода в католичество.

Папа Александр VI был настоящим миротворцем, он дипломатическим путем, а не ценой крови граждан, прекратил захватнические планы Карла VIII, а также примирил между собой Испанию и Францию в их споре за Неаполитанское королевство.

При создании образа Александра Борджиа нельзя забывать об этих аспектах его жизни. Более того, можно с уверенностью сказать, что религия и светская власть Церкви были вопросами, которые занимали важное место в сердце этого Понтифика, а знакомство с его жизнью, избегая мифов, будет очень захватывающим путешествием".

Идём далее.

Витторио Мессори в книге "Чёрные страницы в истории Церкви" пишет:

"Мы уже напоминали, что Александр VI Боргия, которого считают, может слишком упрощенно, примером нравственного разложения, (в какое впало папство периода Возрождения) был одновременно безупречным учителем веры. Даже если он обвиняется в плохом поведении, нельзя отказать ему в великолепном провозглашении доктрины веры, и именно такого провозглашения доктрины, которое исходило от приемников Петра, призванного самим Иисусом, к этой основной функции «утверждения братьев в вере». (...) Дон Франко Молинари знал великое множество анекдотов на тему тайных парадоксов истории. Один из примеров, который он любил рассказывать, относится к Родриго Борджиа, католонца, ставшего Папой и принявшего имя Александр VI, общеизвестного по распутной жизни и для многих, в будущем, образ заблуждения Церкви, более влюбленного в артистов, чем святых, больше в языческих идолов, чем в пророка из Назарета.  Однако — это является таинственной «шуткой» провидения — именно из-за скандальных романов этого папы, начался посев католической информации. Еще будучи кардиналом, Родриго Борджиа имел любовницу по имени Юлия Фарнезе с прозвищем «красотка». Юлия использовала роман с могущественным кардиналом, чтобы позаботиться о карьере своего брата Александра, которому Борджиа покровительствовал. Став же Папой (благодаря подкупленным выборам и симониатским действиям) назначил Александра кардиналом. Александру не были чужды обычаи тех времен, уже, будучи сановником Церкви, у него родилось четыре сына от римской дамы. Однако нужно подчеркнуть (не только для оправдания, но и для разъяснения), что в это время титул кардинала не всегда был связан с рукоположением, это был только титул почестей, который давался светским вельможам и даже детям. Итак, кардинал и «целомудренная чистота» не всегда были связаны между собой. В случае Александра Фарнезе кардинальский сан в какой-то момент слился с рукоположением епископа, и с этого момента в его жизни произошли радикальные и все углубляющиеся изменения. Когда в 1534 году он был избран Папой, принял имя Павел III. Помимо огромных трудностей на протяжении многих лет стремился к одной цели: собрать Вселенский Собор, который реформировал бы Церковь и дал отпор протестантскому перевороту. После многих неудач, только 15 декабря 1545 года в Тридент (Тренто) — маленьком альпийском городе, выбранным только потому, что являлся границей между латинизмом и германизмом — состоялся Собор, который стал решающим событием в судьбе Католической Церкви. В связи с выше сказанным, Молинари комментирует: "Павел III до этого Александр Фарнезе, был подходящим человеком в подходящее время, Папой, в котором отчаянно нуждалось христианство. Но мы не имели бы его, если бы сестра Александра через спальню не покорила бы сердце Борджиа. Как не усматривать в этом таинственный и иронизирующий перст «шутящего» Бога?".

Вывод: личность неоднозначная, но всё же не так гротескно демоническая, как обычно представляется досужим обывателям. За чёрный-чёрный образ развратного злодея поблагодарим враждебные Борджиа кланы, нуждавшихся в оправдании своего раскола протестантов и воинствующих атеистов в лице просветителей и леваков.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:Перейти на catholic.tomsk.ru/catechism/content.htm