Nasty Nastya
февраль 2018.
1444

Чем известен Д.С. Лихачев?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
2 ответа
Поделиться

Дмитрий Сергеевич Лихачёв был не только замечательным учёным-литературоведом и историком культуры (в 1970 он стал действительным членом Академии Наук СССР), он был ещё и выдающимся общественным деятелем. Он защищал от уничтожения памятники истории и культуры в Новгороде и Ленинграде. Во многих своих публичных выступлениях он вместо коммунистической белиберды говорил простые и понятные слова о совести, о нравственности, о человеческом достоинстве, о необходимости уважения друг к другу между людьми.

С 1980х Лихачёв обрёл неформальный и непререкаемый авторитет совести нашей нации – его слушали, его слова воспринимали как истину в последней инстанции, его очень уважали. Он стал символом русской интеллигенции и интеллигентности – предельно скромный, тихий, мягкий, любезный, светлый, он вместе с тем был очень твёрдым и последовательным в соблюдении нравственных принципов.

Из его воспоминаний: «Образованность не есть еще интеллигентность. Она только один из путей к интеллигентности. Образованность в значительной мере формирует нравственный мир человека и сказывается на его поведении, даже манере держаться. Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и к окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства».

Ещё, там же: «Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва — это героический поступок. Но на него нужно идти.

Когда я говорю о том, что человек не должен идти против совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что он не верит ни одному человеку, что все люди — прохвосты. Оказалось, что когда-то, когда он очень нуждался, у него из письменного стола украли зарплату. Я понял, что и мне ему верить нельзя: человек, убежденный только в силе зла, может и сам украсть деньги из чужого стола.

Да, говорят: «Береги честь смолоду». Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, ее нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. И он мне рассказал об этом поступке. Сам признался. Как-то мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». Я даже не понял, о чем он: мое отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

Путь к раскрытию может быть долгим и трудным. Но как же украшает мужество признать свою вину — украшает и человека, и общество.

Тревоги совести… Они подсказывают, учат, они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека».

В молодости, студентом Лихачёв был репрессирован, как и многие наши соотечественники, - за организацию с друзьями в Ленинграде «Космической Академии наук», в которой ребята, собираясь раз в неделю, делали друг другу полушутливые доклады по своим интересам. В 1928 он был сослан сначала на Соловки, а затем на строительство Беломорканала.

Он пережил чудовищную Ленинградскую блокаду и честно рассказал о ней в своих воспоминаниях.

Несмотря на огромные заслуги перед обществом и большой вклад в изучение русской культуры, советская власть доперестроечной поры сильно недолюбливала Лихачёва, завидуя его моральному авторитету и всегда опасаясь людей самостоятельных. Как-то в начале 1980х его, уже пожилого человека, академика, на лестничной площадке перед его квартирой в Ленинграде избили два человека «в штатском», давая тем самым ясно понять об отношении власти к его общественной деятельности и выступлениям.

Под конец жизни Лихачёв с тревогой говорил о росте национализма ещё в советской России:

 «Если в семье все любят друг друга, то к ней тянутся и другие семьи, она богата на друзей. Вот такими мне представляются и отношения народов. Если люди в своей стране будут любить, ценить все лучшее, что у них есть, они неизбежно сохранят дружественные отношения и с остальными народами. Будут ценить и уважать то, что создано другими.

Так что доброта внутри нации есть доброта и к другим нациям. Это взаимозависимые вещи. Всякого рода национализм я рассматриваю как психологическую ненормальность. Даже, сказал бы, психиатрическую ненормальность, потому что она иногда идет от чувства собственной неполноценности. Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур. Эту мысль я много раз повторял и считаю необходимым повторять еще и еще, потому что она по-прежнему актуальна.

Прожив 80 лет, с глубоким сожалением вижу: после трагического опыта фашизма, нацизма рост национализма продолжается. Не могу этого понять. Причем уроков не извлекают и ошибки повторяют те, кто в прошлом сам страдал от национализма… Это противоречит рассудку».

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
25
-1
Прокомментировать

Дмитрий Сергеевич Лихачёв внёс большой вклад в развитие изучения древнерусской литературы, можно сказать, что он научил многие поколения филологов её понимать, без его комментариев , например, восприятие «Слова о полку Игореве» для большинства современных людей было бы неполным. Он был не просто кабинетным ученым, но и популяризатором науки, сделавшим древнерусскую литературу значительно ближе для нашего понимания. Он учил видеть человека за «непролазными» на первый взгляд текстами  «Повести временных лет», «Моления Даниила Заточника» и др.

Лихачёв также принимал активное участие в воссоздании парка «Монрепо» под Петербургом. Лихачев во многом посодействовал развитию книжной серии «Литературные памятники», являясь с 1970 года председателем её редколлегии.

9
0
Прокомментировать
Ответить