Дмитрий Крикун
сентябрь 2015.
5734

Почему в канонический Новый Завет вошло четыре Евангелия, а не одно, наиболее полно раскрывающее жизнь Христа?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
6 ответов
Поделиться

Состав Нового завета в более менее том виде, который мы имеем сейчас, сложился не сразу, а где-то ко II в.н.э. Как именно образовался канон сказать сложно (я во всяком случае не читал каких-то убедительных окончательных теорий на этот счет), но очевидно, что это был постепенный процесс и нельзя выделить какого-то момента, когда собрались и сказали: в состав войдет то-то и то-то, по тем-то и тем-то причинам. Практически канонический (без Апокалипсиса) состав Нового завета был утвержден Лаодикийским собором (~340 г.), но он уже опирался на устойчивую традицию.

Если Вы почитаете про споры и доказательства правильности выбора состава Нового завета, то увидите, что огромную часть их занимают ссылки на ранних христианских деятелей, включая апостолов. "Такой-то часто цитировал эти Евангелия", "эта мысль такого-то представляет собой цитату из этого Евангелия" и т.д. и т.п. То есть первые христиане воспринимались как носители "чистого учения" и именно их авторитет поддерживал тот или иной текст. Но встречались и попытки объяснительных толкований.

Одним из первых защищал и обосновывал необходимость именно четырех Евангелий был св. Ириней: "Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово, восседающее на Херувимах и все содержащее, открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом. Как и Давид моля об Его явлении говорит: “Ты, сидящий на Херувимах, явися” (Пс.79:1). Ибо Херувимы имеют четыре лица и их лики суть образы деятельности Сына Божия. “Первое животное — говорится — подобно льву” (Отк.4:7) и характеризует Его действенность, господство и царскую власть; “второе же подобно волу”, и означает Его священнодейственное и священническое достоинство; “третье имело лице человека”, и ясно изображает Его явление, как человека; “четвертое же подобно летящему орлу”; и указывает на дар Духа, носящегося над Церковью. Посему, Евангелия согласны с тем, на чем восседает Христос Иисус." И далее: ( ucoz.ru ).

Климент Александрийский в передаче Евсевия объясняет возникновения канона из четырех Евангелий: "Первыми написаны Евангелия, где есть родословные. Евангелие от Марка возникло при таких обстоятельствах: Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что содержится в Евангелии. Слушавшие — а их было много — убедили Марка, как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его. Иоанн, последний, видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное".

В принципе, легко заподозрить, что обоснование необходимости четырех Евангелий было уже реакцией на сформировавшийся канон, то есть последовало, а не предшествовало его формированию. Но если эти "рационализирующие" объяснения Вас не удовлетворяют, то остается признать либо случай, либо Божью волю.

18
-1
Прокомментировать

Потому что Библия это не цельное художественное произведение, а собрание книг, прошедших строгие критерии отбора для попадания в канон. Конечно, в количестве "четыре" можно найти какой-то духовный смысл или исполнение древних пророчеств (что, собственно, и делали некоторые святые отцы прошлого), но по сути оно означает только то, что хороших жизнеописаний Иисуса в ранней церкви было именно четыре.

Dmitriy Gusarovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-1

Вопрос был немного в другом, а именно, зачем одни и те же события описываются в Библии четыре раза?

0
Ответить

Они описываются четыре раза в четырех разных книгах, написанных разными людьми и в разное время. И уже затем эти четыре разные книги были объединены в одну.

0
Ответить

Скорее всего это просто 4 дошедшие до нас Евангелия. А в оригинале их было больше.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Конечно, их было больше. Я даже думаю, что их были десятки и сотни. Но остальные либо не сохранились, либо не соответствовали критериям для вхождения в канон, либо были признаны церковью ложными.

+1
Ответить
Прокомментировать

Ну вообще содержание сильно отличается, и не столько фактология (хотя некоторые вещи описаны по-разному, или описаны не у всех), сколько подача. И, да. Слово Мережковскому: "«Верно, – может быть, вернее Синоптиков, – угадывает Иоанн, чего хотел Иисус. Что он делал , мы узнаем от Марка; что говорил – от Матфея; что чувствовал – от Луки; а чего хотел – от Иоанна, и, конечно, самое первичное, подлинное – в этом – в воле»"

7
0
Прокомментировать

Четыре евангелия содержат 4 свидетельства очевидцев о жизни Иисуса Христа. Только эти свидетельства были признаны достоверными. Они являются независимыми и взаимно дополняют друг друга. Различия подтверждают их достоверность (что свидетели не находились в сговоре, а говорили, что сами видели и слышали). По Моисееву закону считалось, что событие доказано, если оно подтверждено показаниями как минимум двоих свидетелей-очевидцев. 

"По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля" (Второзаконие 17:6).

Этот принцип до сих пор практикуется в судебных процессах. В этом смысле жизнеописание Иисуса Христа можно считать 100 % достоверным.

3
-2

Марина, если "различия подтверждают достоверность", почему юриспруденция не признаёт правдивость показаний, противоречащих друг другу?)))

0
Ответить
Прокомментировать

Все Евангелие дополняют друг-друга. Каждый евангелист, описывая жизнь Христа, не описывал определенные моменты (то ли забывая о них, то ли не считая их важными), в то время, как другой евангелист эти самые моменты описывал. Поэтому каждое Евангелие дополняет друг-друга. Например, Евангелие от Иоанна было написано позже остальных. Когда Иоанну принесли 3 Евангелие, он из прочел, одобрил, но решил написать вдобавок свое Евангелие, чтоб освятить те моменты, которые не были освящены в остальных трех Евангелиях.

4
-4
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью