Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должна ли у науки быть монополия на объяснение мира или возможно ненаучное познание?

ФилософияРелигия+2
БЗХЛ Невель
  · 23,6 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 4 апр 2021  · academia.fzrw.info

Главная проблема монополии науки на объяснение мира состоит в том, что в каждый отдельно взятый момент времени комплекс идей, признаваемых научными, определяется многими, в том числе вненаучными, факторами. Это просто социологический факт.

Классический пример - это критика генетики и кибернетики в СССР, которыми активно занимались далеко не только партийные деятели, но и, прежде всего, сами советские учёные. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в научные журналы соответствующего времени. Если мы предполагаем некоторую монополию "научных" объяснений, она практически неизбежно будет монополией "некоторых конкретных научных объяснений", что едва ли благотворно для развития науки.

Именно поэтому понятия вроде "псевдонаука" и "лженаука" опасны. Те, кто их активно использует, обычно уверены, что они-то совершенно точно занимаются истинной наукой и что их никогда не объявят лжеучёными. Однако это очень сомнительно.

Другая причина, по которой научная монополия на объяснение мира опасна, состоит в том, что в таком случае наука легко становится тоталитарным институтом власти и принуждения. Классический пример - карательная психиатрия, например, в СССР, когда спорные научные концепции вроде "вялотекущей шизофрении" использовались для внесудебного преследования инакомыслящих.

Опять же, некоторые ошибочно полагают, что если дать учёным неограниченную власть, то они обязательно приведут человечество к миру, счастью и процветанию. Но это не так. Любой социальный институт с неограниченной властью превращается в институт контроля, подавления и принуждения.

Наконец, конечно, существует множество вненаучных способов познания мира, особенно в том, что касается гуманитарных областей. Вопросы о смысле того, что с нами происходит, о человеческих эмоциях и т.д. практически неизбежно выводят нас в область искусства. Вопросы, например, этики приводят нас к философии (если мы не считаем её наукой). И т.д.

Более того, даже в самой науке вненаучные методы познания играют колоссальную роль. Можно вспомнить, например, про Рамануджана, известного индийского математика, который утверждал, что математические идеи ему открывает богиня, покровительствующая его семье. Замечу, я не утверждаю, что к Рамануджану действительно являлась какая-то богиня. Но я утверждаю, что религиозный и культурный контекст, в котором сформировалась личность Рамануджана, сыграл важную роль в его научной работе.

Иными словами, сам процесс научного познания мира намного сложнее и включаеет больше факторов, чем это обычно представляют в упрощённых и идеализированных моделях истории науки. Услышанное музыкальное произведение, увиденная картина, медитация, посещение богослужения, сны и случайные озарения могут сыграть в процессе научной работы не меньшую роль, чем работа в лаборатории или библиотеке.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
1 эксперт согласен

А собственно чем он лучше для России может сделать?Он ведь выполняет заказы западных структур

Когнитивный психолог, преподаватель психологии  · 5 апр 2021
Наука как социальный институт возникла не просто так. Особенно активное развитие науки происходило совместно с индустриальной революцией из-за того, что индивидуальные заблуждения и ошибки начинают иметь серьёзные последствия, как социальные, так и экономические. Социальный контроль за такими областями знаний как медицина, инженерия и пр. особенно велик, ибо цена... Читать далее
Философские штудии - творческая мастерская по философскому самообразованиюПерейти на youtube.com/channel/UCMy9HTRFm9q_6GlKeahbZUA
самовед 🦜 способствую развитию 🦜 учу решать   · 2 янв 2021
Это вопрос. =)) Вот, например, школа. Преподают физику, биологию и вообще всякие науки. Это монополия? а не монополия как бы выглядела? Не каждый человек и не в любом возрасте может освоить разные объяснения предположительно одного и того же. А мы, всё-таки, живём в мире, где туземцы Филиппин пользуются солнечными батареями. Другое дело, следует ли людям запрещать... Читать далее
Внимание 💫 Ввиду обилия чатов рабочая ссылка изменена 🦜 Просматриваю в средуПерейти на t.me/svamibodhi
гос. монополия школьного образования - это одна из причин деградации этого самого школьного образования и его несоо... Читать дальше
Биолог, зоопсихолог, таёжник, поэт, защитник здравомыслия  · 31 дек 2020
В широком смысле наука – это сфера человеческих интересов, направленных на осознание (усвоение разумом) всего окружающего мира (в том числе – мира чувств, ощущений и эмоций самого исследователя), при помощи строгих научных методов (методами объективного исследования). В более узкой, спекулятивно-выхолощенной, трактовке под наукой подразумевают совокупность официальных... Читать далее

Ни какой монополии быть не должно.

Меня зовут Евгений. Мне 62 года. Занимался музыкой и бизнесом. Сейчас преподаю частным...  · 8 сент 2021
Наука как её понимаем мы сегодня - это специфический формат, идущий от лондонского научного общества 17 века, когда Ньютон и ко нашли очень эффективный метод отбора идей и практик. Однако если быть внимательным, то мы обнаружим, что фактически в любой отрасли современной науки огромное количество "ненаучных" знаний и процедур (если мы говорим не о фундаментальной... Читать далее
Существуют разные классификации и определения форм познания окружающего мира разумом. Обыденное познание... Читать дальше
Специалист ИТ с физмат образованием  · 4 апр 2021
Ну раз уж в вопросе было использовано слово "познание", а не "объяснение", "видение", "понимание", ... то наверное следует понимать стандартное определение термина и проблемы познаваемости мира. И все же, раз вопрос именно так повернут, значит нет понимания, а что такое "познание"? Научный метод базируется на логике и эксперименте. Что вы можете противопоставить как... Читать далее
Фундаментальный вопрос рациональности: почему ты веришь в то, во что веришь?Перейти на hpmor.ru
> Научный метод базируется на логике и эксперименте. Что вы можете противопоставить как альтернативу науке? Научный... Читать дальше
Сингулярист, любитель занимательной математики, распространитель идей  · 5 апр 2021
Слово "монополия" звучит конфронтационно. Как будто вопрошающий решил столкнуть лбами тех кто за научное познание мира с теми кто за альтернативное "объяснение". Как бы Вы восприняли вопрос "должна ли быть монополия у алфавитов при формировании текстовых сообщений?" конечно появились подкасты и ютуб - можно объяснять и без алфавита(но тоже ведь подвох, речь использует... Читать далее

Долой кодировку Win1251?

)

Эксперт в области искусственного загара  · 4 апр 2021  · vialsp.by
Вопрос в принципе не сложный, если не заморачиваться. В мире должен быть порядок, который должен быть основан на определённых правилах. Наука это нечто общепризнаное и вполне подходит для определения этих правил. Не будет монополии, будет бардак. Но это ни в коем случае не исключает ненаучное познание. Вообще-то это параллельные пути, хотя есть нюанс, ненаучное... Читать далее
Принцип работы - оптимальное сочетание красоты и здоровья Перейти на vialsp.by
Автор книги "Как остаться инженером в век искусственного интеллекта"  · 14 сент 2021
Познание может быть каким угодно, объяснение также может быть каким угодно. Сила науки не в объяснении мира, а в ее предсказательной способности. Если мы возьмем прозрачный предмет выпуклой формы, пропустим через него солнечные лучи, то мы точно сможем найти точку, в которой эти лучи пересекутся и сконцентрируется энергия. Если в эту же точку поместить горючий предмет... Читать далее
Делаю проект "Справочник базовых навыков". Предлагаю заполнить форму по ссылке: Перейти на forms.gle/AUgJWTBEpNUbZPuN6
Юрист, описываю свои занятия- например хочу посудиться с сайтом Кью за то что к профилю...  · 12 апр 2021
Любое познание это Хорошо и Правильно, главное чтобы была 100% предсказательная сила- именно это будет Знание, Познание. Если нет эталонной идеальной предсказательности- т.е. нет возможности повторить и проверить эксперимент с получением абсолютного такого же результата при наличии точно тех же условий- то нет Знания. Ну а сто процентов предсказательности и возможность... Читать далее