Почему, несмотря на многочисленные предупреждения, СССР оказался не готов к нападению Германии?
Причин, думаю, три.
Первая - не к тому готовились. Представьте себе, что вы собрались покорять горные вершины, всех уговорили, запаслись оборудованием. А приехали - к речке, оказывается, предполагался байдарочный поход . Вот и потонули вместе с альпенштоками! Уроки Финской войны не усвоили, там тоже не к тому готовились.
Вторая причина - страх командиров принять политически ошибочное решение. Этот страх немного рассеялся к концу войны (читайте воспоминания маршала Конева). Но после войны гайки снова закрутили.
Третья - полководцы сидели. Некоторых выпустили (Рокоссовского, Мерецкова), но многие так и не вышли.
Сталин считал , что источником слухов о скором нападении является Англия , заинтересованная в войне между СССР и Германией. Он недооценивал авантюристичность Гитлера и думал , что он не решится воевать на нескольких фронтах. Также Сталин искусственно сдерживал подготовку РККА , опасаясь спровоцировать моментальный удар.
Высший командный состав оказался ослаблен репрессиями. Слабой была оснащенность войск средствами связи. Военное руководство допустило грубейший просчёт в развертывании войск на германской границе. Прифронтовые аэродромы оказались перегружены , что облегчило уничтожение большей части авиации на раннем этапе войны. Все это облегчило Вермахту разгром Красной Армии на раннем этапе.
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс КьюРассмотрим всё подробнее.
Первое.
Вопрос: знало ли руководство СССР о том, что будет война и на СССР нападут?
Ответ: Знало и готовилось.
Руководство СССР знало, что мировая буржуазия не смирится с существованием социалистического государства и нападёт обязательно.
Но СССР изначально был отсталым государством, сильно отстающим в промышленном отношении от той же Германии. Это отставание во-первых досталось в наследство от РИ, которая проиграла войну даже слабой тогда Японии, во-вторых, сыграла роль сильная разруха - результат ПМВ и Гражданской войны.
Ещё в 1931 году Сталин сказал, что мы отстали от ведущих промышленно развитых стран на 50-100 лет. Либо мы пробежим это расстояние за 10 лет, либо нас сомнут.
Великая Отечественная война началась как раз именно через 10 лет.
И поэтому и ускоренная индустриализация и ускоренная коллективизация осуществлялись не только с целью построения социализма, но и целью подготовки к неизбежной войне.
И как раз победа в этой войне и показала, что подготовиться всё-таки успели.
Второе.
Вопрос: Знало ли руководство СССР, что нападёт гитлеровская Германия?
Ответ: Знало с самого начала, когда Гитлер только пришёл к власти. И поэтому готовилось к войне с Германией.
Когда Гитлер пришёл к власти в Германии, у руководства СССР не было никаких иллюзий относительно того, что это за политик, и к чему он неизбежно приведёт Германию.
После начала Гражданской войны в Испании иллюзий на этот счёт не осталось уже ни у кого: сотесткий народ уже прекрасно понимал, что ему предстоит, и руководство СССР старалось укрепить его в этом понимании.
Так что уже в середине 30-х годов и руководство СССР, и советский народ прекрасно понимали - Германия обязательно нападёт на СССР и война между Германией и СССР неизбежна.
Поэтому и ускоренная индустриализация и активное перевооружение армии, её техническое переоснащение делалось как раз именно с этой целью - подготовить её к войне с Германией.
Но догнать опережающую нас в техническом развитии Германию, которой к тому же активно помогала мировая буржуазия в лице буржуазии Великобритании, Франции, США было сложно.
И именно поэтому руководство СССР воспользовалось шансом отсрочить начало войны и заключило Договор о ненападении с Германии.
У руководства СССР не было никаких иллюзий насчёт понимания того, что немцы всё равно нападут - но отсрочить это нападение руководству СССР удалось, поэтому Договор о ненападении себя оправдал.
Третье.
Вопрос: Было ли нападение Германии на СССР внезапным?
Ответ: стратегически - нет, тактически - да.
Нападение Германии на СССР не было для СССР внезапным стратегически, ибо то, что Германия рано или поздно нападёт - знали с самого начала. С этой точки зрения не было ничего неожиданного: нападения ждали - оно и произошло.
Но нападение Германии на СССР имело тактическую внезапность, ибо советское руководство не знало, когда именно нападёт Германия.
Конечно, приходила куча разных разведданных с совершенно разными сроками нападения Германии на СССР. Назывались сроки и 15 мая и многие другие даты. Когда такие сроки нападения по факту не сбывались, при том не сбывались настолько часто, что к этому уже привыкли, новые такие сроки нападения, естественно, вызывали и скепсис и недоверие.
Скажем так - естественная человеческая реакция в такой ситуации. Однако ситуация на западных границах СССР в конце мая - начале июня 1941 года была такова, что руководству СССР было совершенно ясно, что летом стоит ждать нападения Германии.
Но срок нападения - 22 июня 1941 года был неожиданным. То есть руководство СССР знало, что нападение будет, но не знало, когда именно, и вообщем-то, при тех обстоятельствам, и не могло знать.
Именно в этом плане нападение Германии и было неожиданным.
Четвертое.
Вопрос неизбежный, хотя он и не стоял: если нападения всё-таки ждали, почему к нему оказались не готовыми?
Ответ: Техническое отставание было изначально слишком велико, преодолеть его полностью не успели. И силы против нас были очень большие - по сути вся континентальная Европа.
Оружие Победы, которым было суждено победить врага: и Т-34, и Катюши, и Ил-2 только-только начали выпускаться, ещё не поступили в войска в достаточном количестве, войска ещё не были обучены воевать новым оружием.
Кроме того, не стоит забывать, что:
против нас воевала не только Германия, но и её союзники: Финляндия, Венгрия, аннексированная и объединенная с Германией Австрия, Италия, Венгрия, Румыния;
весь промышленный и военный потенциал всей 300-миллионной контитентальной Европы использовался против СССР;
Дальний Восток находился под постоянной угрозой прямого вторжения Японии, и оставить его без защиты руководство СССР не могло;
Великобритании руководство СССР не доверяло совсем (и это было правильно), часть ВС СССР ещё с 1940 года защищали Кавказ от вероятных налетов британской авиации на Баку (а такие планы у англичан реально были);
буржуазия США также активно участвовала в промышленном переоснащении Германии (Генри Форда Гитлер даже наградил, не просто так, разумеется).
Именно вышеизложенные факторы и обусловили крайне тяжелые первые месяцы войны, отступление в глубь своей территории и потери.
Однако плоды проведённой многолетней подготовки не могли не сказаться и они сказались - мы победили.
Поскольку никто из экспертов отвечать не рвется, выскажу свою гипотезу в надежде, что меня все-таки поправят.
Мне кажется, что Красная армия просто не умела воевать. Бесконечные чистки лишили армию опытных ветеранов Первой мировой и Гражданской войн, а также начисто убили инициативу. Свою роль сыграло и опьянение пропагандой, вещавшей, что Красная армия могуча и непобедима, воевать будем только на вражеской территории, гений Сталина всех спасет и т. п. В итоге первые года полтора советские войска просто учились вести современные боевые действия, естественно за счет гигантских потерь в численном составе и территориях.
Это мое дилетантское мнение, хочется услышать аргументированные возражения.
Историк Марк Солонин в одной из последних книг пишет, дисциплина и мотивация в немецкой армии были в 1941 г. так высоки, что то что у нас считалось настоящим героизмом, у них было обычным делом, за которое никак нет награждали, причем Солонин приводит много примеров из немецких армейских докуменов.
Я не понимаю только одного - по какой причине недоучку, выгнанного с первого курса авиаинженерного института, неоднократно пойманного на прямом вранье, называют историком?
Где ж ей научиться-то! Первая мировая, Гражданская, Польская, Халхин-Гол, Финская прошли мимо.
Приведу лишь один крошечный эпизод. Чтобы запустить производство всего-навсего бутылок с зажигательной смесью, которые впоследствии стали известны как "коктейль Молотова", потребовалось распоряжение Сталина в адрес пяти народных комиссариатов (министерств), чтобы они из своих фондов выделили бутылки, резиновые кольца, керосин и бензин и т.д. Вместе с тем фактом, что машина репрессий начала уничтожать население СССР задолго до гитлеровцев, в этом примере как в капле воды отражается весь характер государственного управления, замкнутого на решения одного человека.
Мало того, что полководцы сидели, новых командующих Сталин в истерике бесконечно сменял вплоть до Сталинградской битвы, после которой немного успокоился в этом плане.