Иван Иванов
февраль 2018.

Чем полезен Большой адронный коллайдер? Окупятся ли миллиардные затраты, если ученые найдут то, что им надо?

1 ответ

Есть популярная байка про то что когда-то давным давно какой-то английский Премьер министр спросил у Фарадея: Какая польза от ваших экспериментов и исследований? как их можно использовать? Всё это напоминает детские игры только и всего.

Фарадей заявил что когда нибудь Премьер Министр введёт на результаты этих исследований налог.

Прямой практической пользы от фундаментальных исследований, конечно же, нет. Более того - далеко не все накопленные данные полезны. Открытия совершаются крайне редко. И чтобы зарегистрировать такое открытие с вероятностью ошибки 1 к 3.5 миллионам - приходится набирать очень большую статистику - то есть держать коллайдер включенным очень долго. Этот коллайдер потребляет "около 10 % от суммарного годового энергопотребления кантона Женева".

При этом сам ЦЕРН не производит энергию.

Польза от Европейского центра и его экспериментов всегда косвенная - методы обработки данных разрабатываемые там впоследствии применяются в мире в совершенно различных сферах производства. Кроме того такие задачи стимулируют развитие наук о больших данных. Протоколы www, http и язык программирования html были разработаны там же - что подарило нам с вами возможность пользоваться интернетом.

Смотря в прошлое - инженеры всегда находили применение физическим открытиям. Думаю, что это будет продолжаться и в будущем. Например нейтринные телекоммуникации - если удастся такое создать, ваш вай-фай роутер впринципе мог бы раздавать пакеты как минимум по всему городу, поскольку нейтрино практически не взаимодействуют с материей - а следовательно не теряют энергию на взаимодействие, они могут распространяться на очень далекие дистанции совершенно ни с чем не прореагировав. (Строго говоря нейтрино может спокойно долететь от одного видимого края вселенной до другого вообще ниразу ни с чем не провзаимодействовав).

Todd Barryотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Этой девочкой быль Альберт Эйнштейн, тьфу, наоборот, этим премьер-министром была королева Виктория.