Дмитрий Ефремов
февраль 2018.
387

Современное искусство часто возвращается к теме Холокоста. Чем он значимее геноцида армян или Монгольского ига? Почему бы уже не «перевернуть эту страницу»?

Ответить
Ответить
Комментировать
26
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться

Не перестаю поражаться, насколько глубоко тоталитарный менталитет поразил нейроны головного мозга всякого россиянина. Подход к любой проблеме чаще всего только один - а почему бы не создать NN или не запретить NN. И сделать это должен, видимо, какой-то всемогущий батюшка-царь.

Память о Холокосте существует столько лет, потому что все эти годы есть большое количество людей, которые ее поддерживают, для кого она важна. А не потому, что в мире есть некто ответственный с табличкой на двери "Администратор по памяти Холокоста", который решает, сколько раз упоминать о нем в каких произведениях искусства. И пока эти люди есть, и пока они оказывают влияние на умы окружающих, эта память будет существовать и часто упоминаться.

Только в позапрошлом году, после признания армянского геноцида на уровне ООН (и совершенно справедливо), была проведена пиар-кампания, создан символ пурпурной незабудки, проведены конференции и фестивали. Не прижилось. Не существует пока активных авторов, создающих художественные работы или проводящих дальнейшие идеологические мероприятия в связи с геноцидом армян. В 2004-2008 гг. много сил правительства Украины ушло на популяризацию темы Голодомора как украинского Холокоста (и совершенно справедливо). Кто про это помнит, кроме тех украинцев, для кого память об этом кошмаре еще жива в рассказах предков? Геноцид цыган в те же годы, что и Холокост, был ужасен. Кто знает про него на мировом уровне? Кто смотрел фильмы "Грешные апостолы любви" Дуфуни Вишневского или "Сами по себе" Тони Гатлифа? Кто читал романы Захарии Станку? Мало кто. Значит, среди армян, украинцев и цыган (или других - им сочувствующих) нет или мало тех, кто хочет и может заниматься этой темой.

Потому что всё зависит от людей. Только они - их деятельность - решает, что будет у всех на слуху, а что не будет. Им можно что-то запретить, конечно, но это обычно не работает. Зато если они не хотят что-то делать или не могут, - никакой силой не заставишь.

24
-2

Спасибо за ваш ответ! Однако в свой ответ вы привнесли свои собственные мысли, которых в моем вопросе не было. Разве я призывал запретить упоминание о Холокосте? Разве я говорил о том, что кто-то считает упоминание о нем? Мой вопрос адресовался в первую очередь тем, кто. собственно, о нем и вспоминает. И это прямой и да, очень личный вопрос.

0
Ответить

так я же и возражал не вам лично, а самой постановке вопроса. как вообще можно так его ставить - "почему не забывают холокост"? ну как бы потому, что есть биологические носители памяти о нем. и пока они есть, он будет фигурировать в культурном поле. и так сложилось, что носители этой памяти творчески активнее носителей памяти о других геноцидах. 

а если ставить вопрос психологически - в личном поле, - то я, например, не бегаю по городу с плачем или призывами к мести, для меня Холокост - это часть кошмарной истории, я могу спокойно рассуждать о немцах и даже с ними дружить. но при этом 8 или 10 (точно не известно) членов моей семьи лежат в Бабьем Яре, и я это осознаю, знаю обстоятельства их жизни и последних дней, не забуду этого никогда и имею к этому особое эмоциональное отношение. просто я не творческий человек и не написал про это поэму, не снял фильма. как-то так.

+5
Ответить

Да, совершенно верно. 

Живых свидетелей геноцида армян уже, наверное, нет, но дети и внуки, для которых это актуально -- есть. И, да, вот лично мне сами армяне никто не рассказывал, но родители рассказали историю друга нашей семьи. Очень хорошего человека, которого я люблю. Его дедушка бежал из Турции во время геноцида, его семью убили на его глазах. Он убил потом скрывавшегося в Германии одного из организаторов геноцида и суд его оправдал, на суде были предоставлены свидетельства того, что вытворяли турки. 

0
Ответить
Прокомментировать

Геноцид армян: конкретная нация уничтожает представителей другой нации. Татаро-монгольское иго: конкретная армия захватывает энное количество земель, периодически расправляясь с аборигенами. Холокост: выстраивается философская и псевдонаучная модель, оправдывающая - внимание - "окончательное решение еврейского вопроса", т. е. в любой стране. "Майн кампф" - это не "как нам обустроить Германию", а "как обустроить весь мир, избавившись от евреев". В этом и уникальность.

Теперь сделаем шаг назад - к уникальности антисемитизма как такового. Одна нация не любит другую, потому что другая одевается иначе, исповедует иную веру - частая ситуация. Конкретную нацию обвиняют в ограниченном наборе пороков ("цыгане воруют и кочуют") - частая ситуация. Антисемитизм, который в равной мере обрушивался на иудеев, агностиков, крещеных, ассимилированных, бедных, богатых, революционеров, сионистов, "безродных космополитов" - уникальное явление.

2
0

Соглашусь с вами в том, что Холокост идеологически сильно отличался от прочих геноцидов. По второму же вопросу - почему не перевернуть страницу, сделав выводы и оставив эту боль в прошлом?

0
Ответить

Выводы, судя по общемировой тенденции, не делаются.

0
Ответить

О чем вы? Об Иране и прочих окружающих Израиль психах? Психов в мире, увы, предостаточно.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить