Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должна ли наука как одна из форм идеологии быть отделена от государства?

ПолитологияФилософия+3
БЗХЛ Невель
  · 1,4 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 10 февр 2018  · academia.fzrw.info

Наука не является формой идеологии, а только совокупностью эмпирически обоснованных и практически полезных моделей описания реальности. 

Должна ли подобная деятельность быть отделена от государственного финансирования? Вряд ли: наука достаточно полезна для того, чтобы чтобы оправдать финансирование государственными деньгами, и зачастую слишком теоретична и одновременно слишком затратна для того, чтобы можно было ожидать, что она будет эффективно финансироваться исключительно частными средствами в условиях современной экономики. Будь то радиотелескопы или БАК, крупные научные проекты сегодня требуют даже не государственного, а международного финансирования. 

В свою очередь, наука (в широком смысле, включая и гуманитарные науки) предоставляет эффективные модели для того, чтобы решать практические задачи - наиболее эффективные из того, что у нас есть в настоящее время. Поэтому опора в принятии государственных решений на научные принципы оправдана в пределах применимости этих самых принципов. 

Однако чрезмерное и некритичное стремление решить абсолютно любые проблемы с помощью научного метода, даже те, для решения которых научный метод не был предназначен изначально, может быть опасным: как показывает практика, попытка решить с помощью научных методов абсолютно всё первым делом уничтожает саму науку, как верно писал Григорий Юдин:

Ирония в том, что во многом ученые сегодня борются с последствиями ... своего натуралистического и позитивистского мировоззрения. Потому что именно это мировоззрение привело к господствующей в последнее время идее о том, что все вопросы можно решить с помощью evidence-based policy. ... И теперь опирающиеся на evidence-based policy менеджеры самих же ученых лишают денег.

Поэтому здесь важно провести границу между наукой и мимикрирующими под неё сциентистскими идеологиями. Последние возникают тогда, когда естественные науки начинает брать на себя не свойственные им функции, претендуя на то, чтобы решать не только эмпирические задачи, но и мировоззренческие вопросы. То есть на то, чтобы определять ценности, этику, выносить суждения по поводу метафизических вопросов и т.д., претендуя при этом на общезначимость и общеобязательность своих ответов.

Параллельно с этим, происходит монополизация науки определённой группой учёных, которые начинают претендовать на то, что их интерпретация науки является единственно верной, а остальные ошибочными. Таким образом, наука утрачивает плюралистичность, дискуссионность - жизненно необходимые для научного дискурса факторы - и быстро перерождается в идеологию.

У подобного сочетания могут быть весьма опасные последствия. Не будем забывать, что именно на апелляции к научности в ХХ веке были основаны коммунистические идеологии и национал-социализм, первые - на классовой теории, второй - на расовой. И научное сообщество с удовольствием поддерживало и то, и другое, например, уничтожение генетики в СССР было совершено не какими-то внешними по отношению к науке силами, а руками самих же учёных, тогдашних борцов с лженаукой. 

Поэтому наука - это инструмент, а не способ принимать решения о том, как этот инструмент использовать. Для принятия решений у нас есть другие механизмы - мы называем их демократическими институтами - и другие средства, прежде всего, философия как основа для рационального обсуждения вопросов мировоззренческого плана. Государство может и должно использовать науку как инструмент и поддерживать этот инструмент в рабочем состоянии, достойно его финансируя. Одновременно с этим оно должно не допускать превращения науки в идеологию и поддерживать плюралистичность научного дискурса также, как оно поддерживает, например, свободный рынок или религиозное многообразие.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin

Сейчас мы наблюдаем как раз зависимость науки от идеологии и её политизированность, к сожалению

Web-разработчик с медицинским образованием  · 27 дек 2019

Наука - не идеология. Наука - это система объективных знаний и методология их получения и верификации.   А идеология - это система взглядов (мнений, суждений, если хотите),  выражающих какие-то (чьи-то) субьективные интересы.

Антикризисное управление. Экономика. История. Автомобили.  · 9 февр 2018

Наука по определению не может быть идеологией.
Наука может быть только прикладная и академическая.
Государство должно поощрять оба вида, а умное государство должно еще и финансировать.

Это почему наука не может быть идеологией?

Электромонтёр. Времени много, читать люблю. Понемногу обо всем.  · 24 окт 2021
Давайте тогда и Закон отделим. Тоже - "одна из форм идеологии"... Не знаю, кто придумал эту "фишку" про "отделение", но она не работает. Можно "отделить" идеологию от государства. Но "отделить" государство от идеологии - невозможно. Т.к. сама государственная модель - результат воздействия той или иной идеологии. В результате - идеология (как правило - "импортная")... Читать далее
Начнем с того, что к идеологии имеют отношение только такие науки, как философия, социология, экономика, психология т.е. науки о личности и обществе. Государство не просто заинтересовано в их данных, но часто является заказчиком для специалистов из этих областей науки. Через эти науки государство постигает себя и вырабатывает способы совершенствования и корректировки... Читать далее
АллатРа - исконные знания о мире и человеке.  · 20 июн 2020
Наука, в целом, спонсируется государством. Если науку отделить от государства, она просто исчезнет. А вот учёные, могут заниматься исследованием, независимо от правящей верхушки, и доносить истину до людей. На самом деле любая наука, бесполезна, если она не делает людей счастливее, а счастье - это внутренний показатель. По этому наравне с научными достижениями, нужно... Читать далее
Это как вообще? Если упрощенно, то наука подразумевает все наши человеческие познания об окружающем нас мире (плюс стремления к расширению этих знаний). Естественно, вы можете критиковать некоторые теории или логические выводы, но вы не можете, резко решить не придерживаться науки (что вы можете сделать с идеологией). Как это вообще будет выглядить, вы решите хватит это... Читать далее