Olga Miakotnikova
февраль 2018.
2313

Есть ли связь между уровнем образования и склонностью к либеральным ценностям?

Ответить
Ответить
Комментировать
12
Подписаться
5
5 ответов
Поделиться

Корреляция между ними точно есть - это видно в любом соцопросе (вот, например: Сторонники западной демократии и рыночной экономики чаще всего молодые люди с высшим образованием.) Или вот, например, опрос Левада-центра об отношении к ограничениям в Интернете. Да и просто из житейских наблюдений это заметно. 

Намного сложнее с доказательством причинно-следственной связи: может быть, дело не в образовании как таковом, а в интеллекте, социальной среде, ценностях, воспитываемых в семье. Также необходимо учитывать влияние доходов людей, т.к. они могут оказывать независимое влияние на идеологию, и у выпускников вузов они обычно выше. Знаю одну работу на российских данных (но на английском), где на основе отслеживания взглядов одних и тех же россиян в процессе жизни показано, что получение высшего образования снижает поддержку государственного регулирования цен, т.е. делает людей большими сторонниками рыночной экономики (считать ли это частью либеральных ценностей или нет - это уже вопрос к читателю). При этом контроль на доход семьи мало меняет результаты. 

Лично я считаю, что такая связь есть. Высшее образование способствует развитию критического мышления. Образованному человеку труднее поверить в то, что все проблемы можно решить запретами или простым чудодейственным способом типа "сильного лидера" или "национальной идеи". Образованные люди, как правило, уверены в своей способности судить об общественных делах и не хотят, чтобы им навязвалась какая-то одна точка зрения или ограничивался доступ ко всей полноте информации. Хотя это, разумеется, не исключает того, что отдельные образованные люди могут увлекаться самыми разными нелиберальными идеологиями, от коммунизма до радикального ислама. Также нередко образованные люди выступают против демократии как "диктатуры большинства" (что является неверным и неполным пониманием), т.к. считают большинство народа недостаточно продвинутым для этого - то есть, иными словами, боятся остаться в меньшинстве. 

50
-4
Прокомментировать

Эта закономерность часто обсуждается. Совсем недавно о ней стали говорить в связи с социологическими исследованиями, которые показывают, что на президентских выборах в США в 2016 году наиболее последовательная разница в предпочтениях голосования была между теми, кто получил образование на уровне высшего и преимущественно проголосовал за Клинтон, и теми, кто голосовал за Трампа, большинство из которых не имели высшего образования. Однако стоит сказать, что дискуссиями о предполагаемом «либеральном уклоне» в американском высшем образовании идет довольно давно. Итак, давайте посмотрим на доказательства.

Когда вы пытаетесь понять, как связаны образование и ценности, очень важно не путать корреляцию с причинностью. То, что два явления происходят одновременно, не означает, что одно из них вызывает другое. Статистические анализы, которые показывают, что высокая доля избирателей Клинтон была высокообразованной, не означает, что именно их образование способствовало тому, как они голосовали: в конце концов большой процент (до 43%) выпускников колледжей проголосовал за Трампа. Соответственно, надо помнить, что высокообразованные люди были большой частью сторонников консерваторов. Поэтому было бы неправильно предполагать, что уровень образования автоматически переводится в конкретные политические предпочтения. Чтобы понять эту связь, нам нужно глубже вглянуть на причинные механизмы.

У социологов есть разное понимание того, как действует причинность. Например, принимают ли люди либеральные ценности во время своей учебы в вузе? Или же это либеральные взгляды способствуют тому, что они в конечном итоге оказываются в университете? Исторические материалисты предполагают, что это отношение к средствам производства или классовая позиция этих людей влияет на ценности. Если доминирующий класс является либеральным, образовательные учреждения будут отражать и воспроизводить эти ценности. Теоретики рационального выбора, напротив, предполагают, что люди действуют таким образом, чтобы максимизировать свою личную выгоду в данной ситуации; однако их оценка «ситуации» также зависит от их положения в социальной структуре. Это означит, что те, кто выходит из более привилегированного социального класса, с большей вероятностью будут ценить высокий уровень образования.

Большинство интерпретаций, конечно, оказывается где-то между этими полюсами. Вместо того, чтобы пытаться оценить, определяет ли образование ценности (или наоборот), мы можем попытаться понять, как они связаны. Университетская среда, в этом отношении, безусловно, играет определенную роль: такие ценности, как стремление к знаниям, открытость для дискуссий и академическая свобода являются либеральными; можно сказать, университеты отражают либеральный дух. Однако существует очень мало свидетельств того, что системный либеральный «уклон» есть в каждой конкретной системе высшего образования. Кроме того, важно иметь в виду, что политические предпочтения зависят от множества других факторов - от семьи, профессии, местонахождения, сверстников и друзей, и это лишь некоторые из них. Как видно, не всё связано с образованием.

Один из аспектов, в котором, по идее, имеет значение высшее образование, - это отношение к социальной справедливости. Недавние исследования в ряде политических контекстов говорят о том, что высокообразованные люди больше выступают за перераспределительную социальную политику. Когда такая политика ведется либеральными политическими партиями (как, например, это было при администрации Обамы в США), мы могли бы разумно предположить, что высокообразованные, скорее всего, поддержат эти партии. Однако поддержание такой политики больше связано с разницей поколений и стратификацией классов, чем только с образованием. Хотя образование, безусловно, имеет значение, но то, как различные аспекты объединяются, чтобы сформировать стабильные ценности и предпочтения, всегда является увлекательным полем для исследований.

16
-1
Комментарий удален модератором

Очень хороший ответ, спасибо. Можно ещё привести пример богословского образования для полноты картины ))

-2
Ответить
Прокомментировать

Связь в данном случае косвенная. А вот между политическими убеждениями и эмоционально-личностными особенностями связь действительно имеется. Например, общественно-политические взгляды зависят от пугливости - http://elementy.ru/news/430852

Rodion Barabanovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать

Как правило, люди со средним и низким уровнем интеллекта склонны идентифицировать себя частью политического направления. 

Качественное образование способно вывести интеллектуальные способности на  предельный уровень, ограниченный его биологическими возможностями.  Что, разумеется, бесполезно против пропагандистского влияния того или иного политического течения. 

0
0
Прокомментировать

Такая закономерность действительно есть: как правило, чем образованнее человек, тем меньше он интересуется всякими глупостями навроде либерализма. 

Shri Whiteотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-3
Прокомментировать
Ответить