Михаил Ульянов
февраль 2018.
4064

Будда говорил, что необходимо полностью избавиться от желаний. Получается, надо просто быть отшельником и не желать ни имущества, ни даже детей?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Будда говорил, что причиной страданий является танха - страстное, навязчивое желание. Такое желание, в конечном итоге, так или иначе привязывает к сансаре и так или иначе будет иметь своим плодом в следующих жизнях дуккхаведана - неприятное переживание. То, что по-русски переводят обычно, как "страдание"

Но есть ещё чханда - естественное желание что-либо сделать, например при усталости желание отдохнуть или в случае голода просто поесть (без страстных желаний вкуса). Сюда же относятся нестрастные желания. Например желание изучать Дхамму - это не танха, это чханда. (хотя у неофитов иногда может превратиться в танху, когда рвение неоправданно сильное). И такие желания не будут иметь плодом страдание. От них не обязательно избавляться.

Кроме того, говоря о второй Благородной Истине не следует забывать о том, что они разъяснялись с позиции Будды, достигшего Ниббаны. И для такого существа даже миг нахождения в сансаре не приносит удовольствия.

Однако с относительной точки зрения в жизни есть не только горести и страдания, но и счастье и удовольствия. Поэтому, если человек не ставит себе цели выйти из сансары, а довольствуется начальным уровнем (достижение счастья в этой жизни) или средним уровнем мотивации (достижение счастья в следующих жизнях), тогда ему не стоит забывать и о допустимых мирских радостях, таких например, как материнство или отцовство. Или о радости получения законного дохода. Или о радости тратить этот доход на благие дела.
Для мирян, которые не идут непосредственно к Ниббане, Будда предлагал на первых порах соблюдать хотя бы 5 обетов мирянина и иметь веру в Три Драгоценности. Ибо даже это делать непросто.

Топпер Панньяавудхоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
13
0

Но ведь если у человека есть жена/муж и дети, то он боится их потерять. Страх приносит страдания. А один из смыслов жизни - избавление от страданий. С точки зрения буддизма разве не так?

0
Ответить

Просто не нужно живя на одном уровне (мирском) пытаться косплеить другой уровень (арьев).
Мирянину-домохозяино достаточно иметь веру в Три Драгоценности и выполнять пять обетов, а на упосатху - восемь.

+1
Ответить

Это не сделает мирянина счастливым...

0
Ответить
Прокомментировать

Будда не говорил, что надо полностью избавиться от желаний. Будда говорил, что желания должны быть своевременными. Например, человек может заболеть и у него пропадёт желание есть или спать, он истощится и умрёт, это очень плохо, получилось это из-за того, что у человека несвоевременно пропало нужное желание. Не всякое желание вредно, а то, которое становится навязчивым, превращается в привязанность. Есть хорошие полезные желания. Например, желание быть счастливым, свободным, желание помогать другим людям справиться с их проблемами, желание быть здоровым и сытым. Важна дисциплина желаний. Но если желание принимает крайнюю форму, когда человек становится зависимым от него, тогда оно становится очень вредным, разрушительным.

Будда сравнивал человека с натянутой струной. Если струна натянута правильно, она производит правильный красивый звук. Если струна натянута слабо, она не играет. Если её перетянуть, она лопнет. Так же и человеку полезно действовать согласно срединного пути: не изморять себя, но и не излишествовать.

Каждое существо обладает потенциалом раскрытия природы ума. В итоге все станут буддами, кто-то раньше, кто-то позже. Каждое существо в настоящий момент находится на своей ступени раскрытия ума. Кто-то готов стать отшельником и для него это будет полезно. Кто-то не готов, и для него это будет вредно. Монахами становятся люди, которые чувствуют острую необходимость в этом и свою готовность. Это серьёзный труд, намного тяжелее чем, скажем, работать в офисе 8 часов в день. Не каждый монах выдерживает и оказывается готовым. Некоторые становятся мирянами, облегчают некоторые монашеские обеты. У мирян-буддистов бывает и имущество, и семьи с детьми. Миряне-буддисты выбирают такой путь потому, что он в данный момент для них самый подходящий. Они находят для себя счастье в помощи своим близким, в воспитании своих детей. Они относятся к своим желаниям дисциплинированно. Так они приближаются к раскрытию свободного ума и приближают других людей. Каждое сознание уникально. Кому-то для просветления в данный момент не хватает десятков лет в отшельничестве. А кто-то может быть уже настолько близок, что ему достаточно помочь больному ребёнку. Только сам человек может выяснить это про свой ум, наблюдая за ним.

10
0

Будда учил тому, что обусловленная невежеством жизнь - это страдание, но можно жить и по-другому... Если разум пробуждён.

0
Ответить

Надо уточнить, что невежество в буддийском понимании отличается от невежества в привычном смысле. Это непонимание, что есть беспокойства, есть их причины, они невечны, есть путь их нейтрализации. То есть, страдания возникают, если человек не понимает их причин.

0
Ответить
Прокомментировать

насчет вашего вопроса, есть отличный ответ https://www.youtube.com/watch?v=plhuFzMDN-U

пс. не волнуйтесь. никогда не будет так, что все станут отшельниками.

Паньянатта Кехаянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1

Конечно, для этого все должны обладать мумукшаттвой, а таких пока не очень много...

0
Ответить
Прокомментировать

Будда перегнул палку. как и водится среди религиозных лидеров. Просто не нужно быть рабами хотелок, это ужасно примитивно, отупляет, развращает и делает нервным и дёрганным адептом амбициозного целеполагания и накопительства хлама.

1
0

Вы просто не созрели до понимания его учения

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью