Рэйн Донатс
август 2015.
10161

Почему в ручках цвет чернил традиционно синий, а в печатных текстах — черный?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
25
1 ответ
Поделиться

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но можно сделать некоторые выводы из истории, правил и других моментов. В печатных книгах цвет чернил черный по утилитарным причинам (как и в книгах, выпущенных до 1444 года, когда дорогой Гутенберг изобрел печатный станок, это если не учитывать историю типографии из Азии): бумага была и остается около-белым цвета, соответственно наиболее читабельный текст будет черным. Тут нужно заметить, что начала абзацев выделяли красным для удобства чтения (отсюда и выражение "с красной строки"). Чернила в перьевых ручках тоже перимущественно были черного цвета почти всю историю их существования. По тем же самым причинам, что и в книгах. А теперь несколько историй о том, почему сейчас люди предпочитают синий цвет, которые мало между собой связаны:

1. Качество чернил и халтура производителей. Состав чернил бывает разный, но кроме растворителя и модификатора всегда есть и сам краситель. Они бывают разные, например фуксин (фиолетовый, при большой концентрации - близкий к черному) и индиго (синий, соответственно). Анилин, кстати, полученный при перегонке индиго с известью, хоть и был токсичным, но какое-то время использовался в чернилах, потому что парадоксально быстро окислялся и высыхал. Если разбавлять чернила водой, то цвет бледнеет, а чернил на продажу становится больше, вот и получается темно (например) синий.

2. Или разбавление водой или модифицирующими веществами, которые влияют на вязкость, плотность и однородность, делалось из других причин: улучшить свойства чернил и легкость написания. Цвет, соответственно менялся тоже. Так, в конце 19 века появились прусские чернила синего цвета, которые имели вполне себе впечаляющий успех во всем мире, став основным видом чернил, используемых в Японии не для каллиграфического письма.

3. Люди предпочитали чернила отличного от книжного цвета для легкости распознования заметок. Например, оставленных на полях. Так их легче замечать.

4. С появлением шариковых и автоматических ручек волноваться о легкости написания стали гораздо меньше, поэтому и с составом и цветом играться тоже стало легче. У чернил значительно повысилась вязкость и плотность и можно было надобавлять всяких других красителей без особого повышения себестоимости.

5. Во многих учреждениях официальные документы разрешалось подписывать только синими чернилами, потому что так подлинник легче отличить от фотокопии. А не зелеными и не красными, потому что синий все-таки максимально непрятязательный цвет и не делает документ аляпистым.

6. В русских школах, наверное, стремились создать единообразность и некоторую каноничность письма, и по каким-то причинам остановились на синих чернилах.

А дальше только людские предпочтения, основанные вот на этом всем как неком культурном чернильном наследии. Большинство людей предпочитают синие чернила, поэтому производители и делают их больше. Там где спрос, там и предложение.

Да и неправда это в целом, что везде предпочитают синие чернила. Мексика, например, требует от школ и госучреждения только черных. А в школах в США так и вообще многие вещи разрешено писать только карандашом, чтобы потом можно было стереть ошибку, например.

Я не знаю каких-то конкретных книг, изучающих историю современного письма и в частности цвета чернил, но нахвататься можно везде понемногу: и у Яна Чихольда в "Облике книги", и у классической "Истории письма" Иоганна Фридриха и даже у Маклюена в "Галактике Гутенберга", хотя там вообще немножко.

Ответить