Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем суть феноменологии Гуссерля?

ФилософияНаука
Анонимный вопрос
  · 6,7 K
Практикующий психолог. Увлекаюсь кинематографом и фотографией.  · 12 сент 2021  · selenaku.wixsite.com/my-site
Эдмунд Гуссерль , философ и отец-основатель феноменологии, был учеником Брентано. В развитии своих идей опирался на труды Ницше и своего учителя, в частности идею Брентано об интенциональности вещей.
Брентано был первым, кто обратил внимание на то, что такие психологические процессы, как память и внимание, плохо описаны, поэтому изначально он занимался описательным подходом, а не аналитическим.
Франц Брентано: "Подождите создавать теории, давайте посмотрим на явления!"
Многие века назад философы задавались вопросом - В чем истина?
Гуссерль же поставил другой вопрос - В чём смысл?
То есть, как я познаю мир?
Как формируется субъективное значение, знание вещей для меня?
Как в моем сознании конституируется суть вещей?
Феноменология Гуссерля - это феноменология сознания, согласно которой интерес и внимание направлено на то, что содержится в восприятии, и каким это восприятие является. Его интересовал вопрос, - Кому является феномен? - ответ - Сознанию. Феноменология Гуссерля исследовала, каким образом вещи представляются сознанию.
Взяв за основу лозунг Гётте "Назад к самим вещам!", Гуссерль "говорит" - забудьте прагматичные цели, уберите всякие намерения, отодвиньте в сторону всякие теории и просто смотрите на сами вещи.
Согласно Гуссерлю, суть вещей может появиться только в отношениях с миром. Если между мной и чем-то или кем-то возникают отношения, только тогда появляется возможность открыть суть вещей. Предметы не существуют вне их восприятия сознанием, то есть феномены зависят от субъекта, а сознание является тем пространством, в котором появляются феномены.
Познание сути вещей осуществляется через субъективное познание.
Гуссерль: "Суть - это то, благодаря чему ты эту вещь не перепутаешь с другой"
Очистить явления от субъективности, то есть полностью убрать себя за скобки, убрать субъективный фактор невозможно. Поэтому он предложил этот фактор препарировать, разделив восприятие на
  • поверхностное (первое впечатление, полученное через органы чувств) и
  • глубинное (духовное видение) или феноменологическое восприятие, включающее в себя интуицию, собственные чувства и понимание взаимосвязей.
Т.о. взгляд человека оказывается одновременно направлен на поверхность, то есть феномен, и на суть (глубину) этого феномена.
Также Гуссерль ввел два понятия - НОЭМА и НОЭЗИС.
Ноэма - это есть первое впечатление, к которому нужно относиться с определенной долей здорового сомнения. Нельзя быть легковерным, принимая первое впечатление за суть. Хорошо что-то подвергать сомнению. Что это было на самом деле?
Ноэзис - это то, как во мне сложилось впечатление; как я пришел к пониманию этой сущности.
Через Ноэзис я могу подтвердить или опровергнуть Ноэму. Через анализ Ноэзиса открывается суть вещей и возможность их изменить, подвергнув сомнению.
Вот, если кратко, о главном в феноменологии сознания Э. Гуссерля.
Для записи на консультацию пишите на почту или в WhatsApp; контакты на сайте.Перейти на selenaku.wixsite.com/my-site
Суть феноменологии в исследовании непосредственно данного нам субъективного феноменального опыта в отрыве от всех относящихся к вне-ментальной реальности пресуппозиций и референциальных связей, которые он подразумевает. Такое состояние приостановки суждений называется "эпохе". В отличие от феноменалистов (Беркли, Милл и др.), Гуссерль периода "Идей I" не утверждал, что... Читать далее
1 эксперт согласен