В чем суть феноменологии Гуссерля?

1578
1
0
2 сентября
13:23
сентябрь
2015

Суть феноменологии в исследовании непосредственно данного нам субъективного феноменального опыта в отрыве от всех относящихся к вне-ментальной реальности пресуппозиций и референциальных связей, которые он подразумевает. Такое состояние приостановки суждений называется "эпохе". В отличие от феноменалистов (Беркли, Милл и др.), Гуссерль периода "Идей I" не утверждал, что единственная реальность это реальность феноменов, а допускал существование объективного мира. Но он считал, что первая задача философии - исследовать непосредственно данную нам информацию в нашем сознании. Это имманентное восприятие - доступ к своим субъективным ментальным актам и состояниям - предмет исследования феноменологии. Оно очевидно истинно и отличается от трансцендентного восприятия, которое доступно лишь косвенно и может быть ложным - памяти, "объективных" вещей и событий. Имманентное восприятие является необходимым основанием для трансцендентного восприятия, а значит, для всех других областей философии и науки. Поэтому феноменология является самой основной из всех дисциплин. Легко заметить, что методология Гуссерля (феноменологическая редукция) очень сходна с "методическим сомнением" Декарта.

В принципе, это можно прочитать в любом учебнике. На что в учебниках почему-то редко обращается внимание - путь Гуссерля от картезианского дуализма времен ранней феноменологии (кто-то называл Гуссерля последним великим философом в картезианской традиции) к трансцендентному идеализму. Если упростить, он рассуждал примерно так. Сознание - часть мира и обусловлено объективными физическими причинами. Однако если мы не хотим, как Кант, постулировать непознаваемый мир "вещей в себе", остается признать, что объективный мир сам создан сознанием. Но если сознание, которое создало мир, создало также и наше обычное психологическое сознание, то получается, что весь мир конституирован одним из своих элементов, человеческим сознанием. Гуссерль нашел решение этого парадокса в том, чтобы считать сознание, создавшее мир, не частью этого мира, а трансцендентным.

Мир, созданный трансцендентным сознанием, формируется не только нашим опытом, но также культурой и представлениями о мире, в которых мы живем. Гуссерль называл это Lebenswelt (обитаемый мир). Обитаемый мир это, грубо говоря, что-то вроде неисследованного бытия, являющегося основой для всех представлений, суждений, гипотез и доказательств. Культура, наука и прочие человеческие практики базируются на нем, но мир сам постоянно меняется из-за развития и изменения этих практик.

Если сравнить раннюю (картезианскую) и позднюю феноменологию Гуссерля, то получается удивительная картина.

Еще есть момент с терминологией. Из-за не очень удачных определений в некоторых учебниках, ее, бывает, не очень хорошо понимают, хотя там нет ничего страшного. Центральная концепция - интенциональность, которую Гуссерль позаимствовал у своего учителя Брентано. Интенциональность ментального акта это его бытие "о чем-то", "контент", направленность на объект. Это называется материей акта, смыслом или, в поздних работах, "ноэмой". Означивание ментального объекта происходит актом означивания (Meinen - их два вида, один означивает слово, другой - пропозицию).

Каждый ментальный акт принадлежит к определенному виду, который определяется его материей. Например, все мысли о картошке принадлежат к одному виду. Если кто-то делает суждение, что "картошка вкуснее яблок", значение этой пропозиции - вид, к которому принадлежат все акты такого суждения. Если А выскажет суждение "С", и Б согласится с А, то их суждения будут двумя различными ментальными актами, но принадлежащими к одному виду, потому что у них одна материя. В поздних работах Гуссерль называл индивидуальный ментальный акт "ноэзисом".

Также акты имеют качества. Например, у актов видения картошки, воображения картошки, желания картошки - одна и та же материя, картошка, но "видеть", "воображать", "желать" это разные вещи, поэтому акты различаются качеством.

Гуссерль проделал огромный труд, тщательно разрабатывая теорию интенциональности, однако ее центральный вопрос - каким образом происходит означивание и как оно возможно - остается нерешенным и одним из самых интересных в современной философии (особенно философии сознания) и науке.

21
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта