Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Андрей Кураев пишет, что христианство создало необходимые условия для возникновения науки. Насколько с этим можно согласиться?

ФилософияРелигия+2
Никто Никтович
  · 5,1 K
Философия, религиоведение, цифровые гуманитарные науки  · 1 февр 2018  · academia.fzrw.info

Чтобы корректно ответить на данный вопрос, нужно задать два других, которые нередко обходят стороной, а именно: какой науки и какое христианство?

Без всякого сомнения можно сказать, что христианство повлияло на становление современной науки. Хотя бы потому, что к концу Средневековья Римская католическая церковь была уникальным институтом, обладающим колоссальным финансовым ресурсом, людьми и массой свободного времени у тех из них, кто проводил свою жизнь в монастырях. В монастырях же хранились и переписывались книги. Иными словами, в этих социальных условиях церковь, конечно же, оказала влияние на развитие науки.

Однако, что касается содержательной стороны, то важно понимать, что к началу Нового времени, применительно к которому мы и говорим о рождении современной науки, это был уже не средневековый христианский догматизм, а ренессансное христианство, то есть христианство плюралистичное и сдобренное большой порцией античности. Наука современного типа рождается именно тогда, когда появляется эта плодотворная смесь христианства и античной языческой культуры, которая стала определяющей для Ренессанса.

Возьмем, к примеру, Копериника. Да, Коперник был фигурой, связанной с церковью. Заметим: не абстрактно "христианской", а конкретно католической - православные церкви в это же примерно время никакому расцвету науки не способствовали (почему - отдельный вопрос). 

Но одновременно с этим Коперник ссылается в своих работах на античных пифагорейцев и герметические тексты. И у Коперника, и у Бруно признание гелиоцентрической системы, например, основывалось отнюдь не на новых наблюдениях, а, прежде всего, на сугубо эзотерических, связанных с герметической философии причинах. Об этом писала в деталях ещё Ф. Йейтс ("Джордано Бруно и герметическая традиция"), а последующие авторы доработали и развили её идеи.

Чтобы не быть голословным, приведу фрагмент на эту тему из первоисточника, книги Коперника "О вращении небесных сфер", в гл. 10:

В центре всего покоится Солнце. Ибо в прекраснейшем храме [природы], кто мог поставить сей светильник на место лучшее, чем это, чтобы освещать одновременно все творение. Потому не без основания Солнце называется одними светильником мира, умом другими, и правителем третьими. Гермес Трижды Величайший называл его видимым божеством...

Хотите - называйте это христианством, хотите - называйте это герметизмом, а я бы называл это христианским эзотеризмом эпохи Ренессанса.

В свете подобных примеров, довольно очевидно, что тезис про то, что развитие науки в эпоху раннего Нового времени было результатом "демифилогизации природы", связанной с христианством, является ошибочным. Где же здесь идея о том, что, значит, "не боги, а камни" и вот это всё? Ровно напротив! Наука Ренессанса вся базируется на пантеистической идее, на идее рассмотрения природы как проявления Бога. О влиянии пантеистических идей на того же Коперника можно прочитать, например, у П. П. Гайденко ("Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ"). 

Собственно, потому природу и надо исследовать, с точки зрения ученых Ренессанса, что она проявление Бога и через неё можно постичь божественное. И подобная установка будет характерна не только для Ренессанса - в XIX веке Гёте напишет своё знаменитое "мы изучаем мир как пантеисты, пишем поэзию как политеисты, а мораль основываем на монотеизме". Так вот, именно этот сдвиг акцентов с природы как просто творения, вторичного по отношению к Богу и не особо значимого, на природу как проявления Бога стал в эпоху Ренессанса определяющим драйвером науки и позднее продолжал оставаться одним из ключевых мотивов в её развитии в течение нескольких веков.

"Разочарованная вселенная" появится позднее, в Просвещение. Это даже не Ньютон, который, по словам Кейнса, был "не первым из ученых, а последним магом", а уже более поздняя, откровенно механистическая физика Просвещения, например, у Лапласа. Но просвещенческая модель науки хотя и сложится в ситуации, подготовленной христианством, будет выстраиваться в эксплицитном конфликте с христианством, в противопоставлении ему.

С другой стороны, надо поставить и второй вопрос: какая наука? До сих пор мы говорили про науку современного типа и, в частности, эмпирическое естествознание. Но, вообще-то, понятие науки можно и расширить, добавив туда, к примеру, геометрию, которая сформировалась вполне себе в Античности.

И тут решающую роль в формировании математики сыграли именно античные философско-эзотерические идеи, в частности, пифагорейцев, которые первыми обосновали возможность и необходимость теоретической математики (опять же, отсылаю к работе Гайденко "Эволюция понятия науки"). Те же самые пифагорейцы серьезно повлияли и на Коперника, и на Галилея. Если и можно сказать, что кому-то принадлежит первенство в формулировке идеи о том, что "природа говорит на языке математики", то это были именно пифагорейцы.

Ренессансная наука выстраивалась именно на этом античном фундаменте, а современная наука, в свою очередь, выросла из ренессансной.

Таким образом, христианство, конечно, повлияло на формирование науки современного типа. Иначе и быть не могло, если иметь в виду, что она возникла в христианском культурном контексте. Только это христианство было ренессансным христианством, а значит, инкорпорировало идеи герметизма, пантеистического восприятия природы, гуманизма и т.д. В общем, всё, что современные ортодоксальные спикеры любят критиковать как ересь. Да и в те времена отношения этого христианства философов с католической церковью были более, чем непростые: да, Галилей и Бруно тому яркие примеры.

Поэтому ошибаются те, кто, как это делает и Андрей Кураев, говорят о том, что христианство повлияло на создание науки в противоположность язычеству, которое-де для развитие науки не было плодотворно. Простите, но тысяча лет Средневековья при всём тотальном доминировании христианства никак не стала для становления науки более плодотворной, чем тысяча лет языческой Античности. А реальный расцвет науки был связан с тем, что христианство училось находить пути примирения с языческим наследием. 

Заметьте: Августин, который критикует многие аспекты античной культуры (риторику, театральное искусство и т.д.), в истории науки особенно не замечен. Схоласты, которые активно обращаются к Аристотелю и вообще симпатизируют античному наследию, уже входят в историю науки со своими идеями. Ренессанс, когда обращение к античному наследию становится общим местом, одновременно приводит и к расцвету научного знания. Совпадение? Не думаю.

Те же, кто пытается отождествить христианство Коперника или Бруно с ортодоксальными вариациями современного церковного христианства, чтобы нарисовать себе впечатляющую линию преемственности, конечно, занимаются обыкновенной подменой понятий.

Мои доклады и лекции на YouTubeПерейти на youtube.com/c/StanislavPanin
>  Только это христианство было ренессансным христианством, а значит, инкорпорировало идеи герметизма, пантеистичес... Читать дальше
Психолог личностно-ориентированного подхода. Консультации в WhatsApp +375295645441  · 10 февр 2018  · yarigo.wordpress.com
Христианство в евразии это часть истории. У нас нет выбора, мы не можем сейчас оценивать - могла ли в каких-то других условиях развиваться наука и насколько лучше чем в условиях христианства? Можно предположить, что если бы не было христианства а что-то другое, то наука двигалась бы в 5 раз быстрее. Но мы имеем то что имеем. История не имеет сослагательного наклонения... Читать далее
Пишите мне о чём придётся, о ком сердечко бьётсяПерейти на vk.cc/9jPC0c
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 1 февр 2018
Ест такое. Христианские корни Европейской цивилизации очевидны хоть и подвергаются сегодня сомнениям. Дочь бывает отрекается от своей матери однако простое исследование легко обнаружит связь. И свободы и права человека и демократия, и величайшая культура, образование и конечно же наука - всё это плоды христианского мировозрения.  Более того, многие великие философы, ест... Читать далее

НО идеи о демократии насколько я понимиаю были ещё у древних греков и даже выборы какие-то

практический сектовед  · 31 янв 2018
Об этом пишет не только Кураев. У историка науки и философии Пиамы Павловны Гайденко целая монография посвящена этому вопросу: "Христианство и генезис новоевропейского естествознания". Насколько можно согласиться? Обоснования, приводимые авторами, вполне убедительны. Христианство демифологизирует природу, даёт философское обоснование возможности научного познания... Читать далее
> Обоснования, приводимые авторами, вполне убедительны. Христианство демифологизирует природу, даёт философское... Читать дальше
Подрядчик в строительстве загородных домов. Катехизатор. Алтарник в Русской Православной...  · 31 янв 2018
Да, все правильно пишет отец Андрей. Наука в том виде как мы ее сейчас знаем - это собственно и есть логичное развитие естествознания эпохи Возрождения - которое стало именно что ответом религии на массовое развитие мистицизма и магизма в конце средних веков в Европе. Все первые ученые - были именно что религиозными деятелями, вооруженные методом научного скептицизма -... Читать далее
> Наука в том виде как мы ее сейчас знаем - это собственно и есть логичное развитие естествознания эпохи... Читать дальше
Да, во многом современная университетская традиция Европы базируется на монастырских традициях, возникших ещё в средневековье (хотя, разумеется, далеко от неё ушла). Однако, было бы неправильно считать, что христианство в этом смысле уникально. Так, например, сегодня считается, что исламская традиция молиться точно в направлении Мекки очень сильно продвинула в 900-е... Читать далее
пользователь TheQuestion  · 1 февр 2018
Я не читал Андрея Кураева, но в целом он прав. Сложно представить, как без помощи Христианства смогла бы зародиться и развиваться наука, ведь: - Именно буллами Римских пап было создано 11 из 13 европейских средневековых университетов, по типу Оксфорда, Парижского университета и прочих. Еще один университет был создан вроде как указом какого то короля, и последний был... Читать далее
Свободный мыслитель  · 1 февр 2018
Боже мой, какой абсурд. Западная научная традиция берёт начало в Древней Греции. Её основателем, первым учёным и философом считается Фалес Милетский, живший в VII – VI веках до н. э. В последующие века имел место потрясающий расцвет науки, причём практически во всех основных дисциплинах: математике и физике (Пифагор, Эратосфен, Эвклид, Архимед, Герон), астрономии... Читать далее
Присоединяюсь. Б.Рассел в своей книге пишет, что  греки так или иначе высказали все идеи о строении мира... Читать дальше
Первый
Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 14 апр 2018
Многими комментаторами упускается из вида ещё один аспект. Наука - это не только система знаний, но ещё и социальный институт. И здесь тоже помогло христианство. В язычестве, иудаизме, исламе нет разделения между научной деятельностью и религиозной. И впервые вопрос о том, что является областью разума, а что - областью веры был поставлен именно христианскими схоластами... Читать далее
Предприниматель без образования юридического лица  · 1 февр 2018

Вопрос временного промежутка, когда-то создало. Ислам, кстати, тоже когда-то создал условия для возникновения науки, правда не на долго. Но, относительно христианства, я бы упомянул еще один интересный взгляд, что оно не создало эти условия, а взяло на себя функции у уничтоженных им научных институтов и повернуло развитие науки в интересующем его направлении.