Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России школьное образование такое убогое?

РоссияШкола
Олег Шоров
  · 2,8 K
кандидат психологических наук, доцент, действительный член Общероссийской Профессиональной...  · 28 янв 2018

Финансирование, нагрузка, контроль - вот три основные причины того, почему в образовании (не только школьном, но и высшем) много проблем.

  1. Под финансированием надо понимать не только уровень заработной платы, но и обеспечение помещений, оборудования, закупку программного обеспечения и пр. Экономят на всем. Даже банальный Windows или MS Office редко где бывает лицензированный.

  2. Нагрузка - это объем работы, который нужно выполнить. У педагогов ее нельзя подвести под стандартную рабочую неделю (5 дней по 8 часов), потому что деятельность очень специфическая. Проведение уроков и лекций/семинаров как любые публичные выступления отнимает огромное количество сил. Подготовка к занятиям требует времени, которое сложно посчитать (всегда по-разному). По факту предлагается работать очень-очень много (вроде 60-70 часов в неделю если переводить на язык стандартной рабочей недели). Ситуация запредельная. Причем нагрузку меняют произвольно на уровне министерства (в основном в сторону повышения). Захотели, сделали больше часов, если не нравится, увольняйся.

  3. Кроме того, это постоянные проверки, контроль, документация, потенциальные конфликты с начальством. Организации тратят кучу сил, времени и денег, чтобы оформить всю документацию правильно и отбиться от проверок. Проверяющие органы стремятся выявить как можно больше реальных и мнимых нарушений, чтобы впаять штрафы, получить премии за хорошо сделанную работу, а иногда банально получить взятку. Документацию и ее стандарты меняют чуть ли не каждый учебный год.

Обращу внимание на то, что самих учителей, преподавателей и ученых никто не слушает. Не они придумывают параметры оценки своей работы. Нет профсоюзов (реально работающих, а не выдающих билеты в театр). Требования совершенно иррациональные, рандомные и бесполезные на 90%. А вот работу с учащимися никто не отслеживает.

Все это приводит к тому, что люди работают много, очень много, за копейки в стрессовых условиях. Профессиональное выгорание заработать проще, чем чихнуть. Либо люди "тухнут" и без сил уныло отбывают часы за зарплату, чтобы не помереть с голода. Либо уходят. Либо начинаются профессиональные деформации и прочие прелести. Адекватных педагогов мало, потому что в таких условиях трудно выживать.

P.s. у педагогов нет свободы действий, нет времени и сил осваивать современную информацию из зарубежных источников, все боятся увольнений. При таких условиях и финансировании тот факт, что система образования хотя бы существует - это победа альтруизма и героизм преподавателей. Лучше в таких условиях быть просто не может.

А как же сама система образования? Как порочный круг, учителя с маленькой зарплатой и вечной депрессией постоянно... Читать дальше
Первый
Система образования ориентирована на сведение всех обучающихся к общему шаблонному восприятию, с целью более лёгкого контролирования населения. Школьное обучение отбивает тягу к познанию из-за долгих и нудных занятий (мало адекватных  и разумных учителей - труд низко оплачивается и нет общественного уважения к профессии), совместное обучение мальчиков и девочек создаёт... Читать далее