Как вы относитесь к институту кровной мести?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться

Что бы ответить на этот вопрос, позволю себе вставить небольшую ремарку. Существуют традиции. Есть традиции, которые сдерживают развитие человека, народа, страны и т.д. Есть традиции, которые, на против, помогают двигаться вперед. Скажем, в Японии есть традиция к трудолюбию и это безусловно то, что помогает Стране восходящего солнца оставаться одной из самых лучших экономик мира. Но там же есть традиция очень строгой и жесткой иерархичности, даже кастовости, что препятствует выдвижению на первые роли умных, талантливых, энергичных молодых людей. Скажем, если японец начинает работу в компании или на государственной службе, то каким бы замечательным он ни был, его карьерный рост будет в большей степени зависеть от выслуги лет, нежели от его способностей.
В Италии, скажем, была ранее очень распространена кровная месть, которая, правда, называлась там вендеттой. Но на сегодняшний день она сохранилась в той или иной степени лишь на Сицилии или в некоторых иных южных территориях. И то, этим занимаются преимущественно члены мафии. О чем это говорит? Выводы делайте сами.
Теперь давайте поговорим о любимом моему сердце Кавказе и, вообще, Исламе. Где прописана кровная месть? В Адате. А что это такое? Это свод правил, который был записан еще до появления Ислама и регулирующий имущественные, семейные и иные отношения.  Таким образом, с Исламом это не связано. Что касается трактовок кровной месте, то тут довольно сложно сказать однозначно, но я стараюсь вспоминать в таких случаях это: "И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь. (Коран 17:35)".
И вот еще: "Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения (ан-Ниса 4/93)".
Вообще, в 32 аяте суры аль-Маида говорится, что убийство одного человека подобно убийству всего человечества. В хадисе Пророка Мухаммада (да будет ему мир и благословение Аллаха) сказано также, что если два мусульманина ввяжутся в драку друг с другом и один из них окажется убитым, в аду окажутся оба, так как оба они имели намерение убить.
Вот что говорит первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации, руководитель аппарата Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Московской области: "Не может верующий убить верующего, кроме как по ошибке - сказал Всевышний Аллах в 92 аяте суры ан-Ниса. Однако, каким бы тяжким ни был этот грех и какой бы великой ни была вина убившего перед потерпевшей стороной, устраивать самосуд и объявлять кровную месть в исламе запрещено. Кровная месть ни в одном из исламских мазхабов (религиозно-правовых школ) не узаконена. Кровная месть является пережитком языческих обычаев и в аравийских племенах с приходом пророческой миссии Мухаммада (да будет ему мир и благословение Аллаха) была полностью отменена и искоренена".
Теперь непосредственно отвечая на вопрос, говорю, что мое отношение негативное к кровной месте. Кроме того, я не понимаю, почему за преступления одного человека должен нести ответственность чуть ли не весь род. Более того, ведь кровная месть может длиться и сотню лет, а тогда по кому придется удар? Уж по совсем невинному человеку, который не имел никакого отношения к преступлениям своих предков.
Возвращаясь к тому, что было написанов начале, можно сказать о том, что на Кавказе кровная месть - это глубоко засевшая в людях традиция. Хорошая она или плохая? Решать каждому. Мое отношения и отношение Ислама, а так же многих религиозных деятелей я сказал. Думаю, это как раз та традиция, которая сдерживает прогресс. Кстати говоря, отец турецкого народа Мустафа Кемаль Ататюрк был категорически против кровной мести. Он был тем человеком, который первым доказал всему миру, что исламское общество способно к прогрессу ничуть не хуже западного. Но сейчас в Турции совершается большое количество убийств по приципу кровной мести или "защите чести семьи". О чем говорит то, что один из самых выдающихся людей не только в исламском мире, но и в мировой политики был противником кровной мести? Пусть каждый для себя попробует ответить на этот вопрос.

Максим Савиныхотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
-2
Прокомментировать

“Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно” - интересная формулировка. То есть тут важна жизнь именно верующего, а не просто человека? - жизнь неверующего ничего не стоит?

2
-2

Тут очень тонкая и достаточно размытая для многих грань. Вот другая цитата: "Кто убьет человека, кроме человека, распространяющего несчастья на земле, тот как бы убьет всех людей, а кто сохранит жизнь его, тот сохранит жизнь всех людей" (5 сура, 32 аят). Вот что еще есть: "Порок, да благословит его Аллах, никогда не бил ни своих слуг, ни женщин и никому не наносил ударов своей рукой"( Хадисы ибн Маджи, 2060).
Выводы делайте сами, я еще не достаточно сведущ в этом деле).

0
Ответить
Прокомментировать

Ну кровная месть могла быть эффективна при родоплеменном строе, когда не было государственных и общественных институтов. Но «чем дальше в лес», тем меньше смысла в таковом явлении. В любом относительно развитом обществе Корана месть вредна.

Потому что порождает замкнутый круг насилия: Монтекки убили одного из Капулетти, Капулетти в отместку убили одного из Монтекки, Монтекки в отместку убили одного из Капулетти. Продолжать можно до бесконечности.

Поэтому ещё со средних веков кровную сесть начинают везде ограничивать.

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью