Goga Рабочий
январь 2018.
13930

Правда ли, что в СССР было хорошее образование? Как сильно образование того времени развивало человека как личность, а не как робота?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
21
56 ответов
Поделиться

Тут в общем шквал мнений, в основном некомпетентных, сначала отметим главный пункт.

Заряжание воды через телевизор и вера в МММ - это не от недостатков советского образования, а от зашкаливающего мракобесия в медийной повестке 90-х гг. Если на обывателя льется ушат откровенных помоев изо всех медиа-источников: на тот момент - радио, ТВ и печатной рекламы - в любом обществе найдется куча легковерных людей, на которых проходимцы сделают деньги.

В советской модели образования были как достоинства, так и недостатки.

Достоинства:

  • оно было. Мы все выросли не в Африке и нам наличие развитой и доступной образовательной инфраструктуры кажется чем-то само собой разумеющимся, однако в начале 20-го века это было нифига не так. Большевики проделали колоссальную работу по ликвидации безграмотности и проделали ее классно: уже к 30-м безграмотность (в царской России вопиющая) была де-факто уничтожена.

  • отдельные мощнейшие научные отрасли. СССР, как государство военизированное и окруженное множеством врагов, попросту не вывезло бы без развития науки, помогающей военной промышленности. А это почти весь спектр точных наук. Их преподавание - отличное достижение советского образования.

  • поддержка талантливых педагогов, создающих свои образовательные системы. При СССР успешно работали такие крутые учителя, как Сухомлинский, Амонашвили, Лысенкова, Шаталов и множество других. Например, сингапурская система образования, которая сейчас в России внедряется как что-то офигенно инновационное - суть развитие идей советского педагога-психолога Льва Выготского.

  • огромное количество разнообразных секций и кружков. Мне повезло некоторое время ходить в кружок радиолюбителей, это было ну вот прям классно и потрясно. А советские школьники чем только не занимались: например, собирали рабочие легкомоторные самолеты (я когда узнал, орал на весь дом от зависти, это же офигительно!)

  • гуманное отношение к учителям: в СССР заполняли гораздо меньше бумажек, чем сейчас. В современной России многие выпускники педагогических факультетов (например, я) не идут работать в школу как раз-таки из-за зашкаливающей бюрократии, которая не только работать мешает, но и страшно выматывает и угнетает нервишки.

А теперь недостатки:

  • Холодная война наложила свое влияние и на образование. Образование в СССР и странах Запада было де-факто изолировано друг от друга, обмениваться наработками было сложно. Так как коллективный Запад гораздо больше коллективного Союза, больше проиграли от этого как раз наши.

  • идеология и пропаганда, безусловно, вредили образованию, особенно гуманитарному. Доходило до абсурда: историки на защите кандидатских диссертаций гордо говорили, что не пользовались "вражескими" (зарубежными) источниками по теме, например, наполеоновских войн (что для современного историка прозвучит как лютый п****ц). Везде нужно было ссылаться на Ленина и Маркса-Энгельса, гуманитарная мысль была в целом очень сильно ограничена марксистским дискурсом. С чего у меня больше всего горит, так это с полного уничтожения русской философии, так славно и самобытно начавшейся Розановым и Ильиным и так бесславно закончившейся. Ну и не только гуманитарные науки страдали: кибернетика и генетика в СССР пошли под нож тупо потому, что не понравились тогдашним партийным бонзам.

  • всякая типично советская обязаловка вроде поездок на картошку и пионерии, бррр

  • безразличие к инициативам школьников. Японцы, например, приезжая в СССР, огромными пачками скупали журналы навроде "Юного техника", а уже у себя на родине старательно перелопачивали их, выискивая здравые идеи и активно внедряя в своих производствах. В Союзе на юных Кулибиных всем было преимущественно пофиг.

  • просто очень корявая и бездарно поставленная система преподавания английского языка, настолько ужасная и бесполезная, что ее ну нужно отметить отдельным пунктом.

Резюмируя вышесказанное: советская система образования была хорошей, со своими, порой очень чувствительными недостатками, но хорошей. Многое из нее хотелось бы вернуть.

Максим Булдаковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
115
-23

интересный ответ, но естественно здесь он не будет пользоваться популярностью, т.к. плюсы вы всё-таки нашли

+5
Ответить

никто не расматривает вариант о диверсии в советском образовании?

0
Ответить
Прокомментировать

Огромное количество научных открытий в физике и математике международного значения на территории бывшего СССР приходится на 70-е - результат советского образования, как школьного, так и высшего.

68
-5

Да, но основная масса населения от этих открытий никак не поумнела

-15
Ответить
Прокомментировать

Вспоминаю сюжет из собственной жизни. Молодой педагог, который вел у нас в институте занятия, рассказывал, как учился в советском вузе, где студентов обязывали читать труды Ленина и на их основе производить любое знание в любой дисциплине. Так вот, они писали два-четыре листа псевдонаучных рассуждений с цитатами из ленинианы в качестве преамбулы и вывода, а в середину клали стопку листов, с переписанными главами из запрещенных тогда "Бесов" Достоевского. Я надеюсь, вы знаете, что в советское время Достоевский считался нежелательным автором, а "Бесы" были запрещены и изъяты (как и многие другие произведения русских и нерусских классиков) из публичного доступа?

А также был фактически недоступен огромный объем западных научных публикаций, причем не только по идеологическим причинам (хотя и по ним тоже), а банально из-за отсутствия ресурсов. А также были недоступны и актуальные советские книги: типовых учебников хватало, но рекомендуемые преподавателями монографии и сборники часто оказывались в одном-двух экземплярах на поток. Изучать их можно было только в читальном зале по очереди. 

Большие библиотеки выписывали иностранную литературу, но она обычно оседала за разного рода барьерами-ограничителями типа "профессорский читальный зал" и т.д. Про фатальное для советского ученого сообщества незнание иностранных языков даже говорить не буду, об этом и так все знают. Узкая группа допущенных университетских или академических специалистов могла пользоваться современными источниками, но обязаны была их критиковать, перерабатывать в соответствии с требованиями марксизма-ленинизма, то есть буквально заниматься демагогией. Одним из следствий такого подхода можно назвать, например, уничтожение научных школ в области гуманитарных наук. А следствием следствия - преподавание в вузах и институтах устаревших, доктринально одобряемых, но жизненно бесполезных знаний.

Надо понимать, что бренда "советское образование" не существует. Образование в СССР было как и во всем мире изменяемой переменной, состоящей из разных, часто импортных компонентов. Базовая идея школьного образования (классно-урочная система, деление на четверти, предметы и уровни) была придумана Песталоцци и его последователями, среди которых были и русские народники-просветители. Вузовская система, включая ту самую любимую парадигму "сначала общие знания, потом специализация" придумали немцы еще в XVIII веке. Мы ее усвоили через группу геттингенских профессоров, приглашенных в начале XIX в Московский университет.

Тогда же была выработана идея преемственности: начальная школа должна давать знания, достаточные для поступления в гимназию или реальное училище; гимназия должна давать знания, достаточные для поступления в университет, реальное училище - для поступления в инженерно-технические вузы.

Что собственно советского было в этой системе? Ответ простой: социальная компонента. Отсутствие сословных дефиниций, мальчики учатся с девочками, всеобщность и бесплатность образования (кстати, при Сталине некоторое время образование, включая школьное было платным). Однако все это не советские придумки, например, всеобщность и бесплатность - это протестантская тема, освоенная еще в XVIII веке в Шотландии, а затем и в других странах. Советы унифицировали среднюю школу, слив в одно начальную школу, реальные училища и гимназии. Опять же не оригинальная идея.

Что касается личностного развития, о котором вы пишете, то это скорее декларация, так как развитие личности могло идти в очень узком русле партийных интересов. Если сказать грубее, личностями считались только индоктринированные, погруженные в коммунистическую идеологию и нагруженные соответствующими риторическими шаблонами товарищи. Развиваться помимо партийных интересов считалось либо хулиганством, либо вредительством и в зависимости от ситуации человека могли либо пожурить, либо отправить по уголовной статье в места не столь отдаленные.

Результаты советского образования можно наблюдать прямо сейчас - косное черно-белое мышление, неспособность воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей, демагогия вместо риторики, нью-эйдж вместо метода, страх перед публичными дискуссиями, мизантропия по любому даже мелкому поводу, неспособность не то что принять, но даже услышать чужое мнение. И я понимаю, в современном открытом мире постсоветским людям неуютно, они чувствуют себя неуверенно и поэтому пытаются дискредитировать настоящее.

В защиту советской систему могу сказать, что многое зависело от конкретных педагогов и там, где замшелая идеология не приживалась, рождались интересные и перспективные явления. Были у нас очень неплохие и профессиональные учителя, которые соответствовали самым строгим мировым стандартам. Однако они появлялись скорее вопреки системе, нежели благодаря ей.

98
-37

Я лично нисколько  не удивляюсь тому, что  литераторы и люди ушедшие в литературу  в реальности очень мало образованные в плане накопления научных знаний. Очевидно такая особенность вашей мозговой деятельности, а не вина системы образования. Как бы ни старались преподаватели вдолбить вам научные знания , вы ведь их никогда не сможете ни понять ни вникнуть в них.  А вот  как приспособиться  к лизоблюдству вы бы быстро схватываете.

-18
Ответить

Реплика про "мало образованных литераторов" - отличный пример того, что говорилось в топике.

+19
Ответить

Отличный ответ, подпишусь под каждым словом!

Единственное что хотел добавить: результатом советского и российского человека является  своего рода размазанность знаний, порождающая страшную кашу в голове. Т.н. "общая образованность" ("Начитался книг"), которая сочетается с отсутствием базовой способности четко и логично выражать свои мысли. Нашего человека, особенно взрослого, сложно даже научить писать простое эссе по-английски с во-первых, во-вторых и в-третьих Я уж не говорю про базовые навыки critical thinking. Хотя вы это косвенно в принципе тоже упомянули :)

+12
Ответить
Ещё 9 комментариев

косное черно-белое мышление, неспособность воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей

это не сугубо пост-советская проблема

+3
Ответить

Массовое образование в мире - недавнее явление. Эдак, в веке 20, начало распространяться. Глупо от этой базы ожидать чего-то экстраординарного, и ожидать какого-то доминирования интеллектуалистов вместо условных люмпен-элементов. 

Ограниченность, черно-белое мышление, неспособность воспринимать явления в их многогранности, беспринципность это, в принципе, характерно для большинства обывателей по всему миру. В странах мира, Различается степень развития "интеллектуального капитала", степень самостоятельной инициативы какого-то процента лиц. 

Запомните: По-настоящему хорошее образование, в конце-то концов, массовым быть не может по определению, просто потому что культвировать уровень условного Оксфорда по всему миру - нерентабельно,хотя в советских условиях, общий уровень образованности масс в совокупности определённо лучше, чем то, что было в империи, и обыватели (то есть, суть, потомки крестьян, потомки бедняков) каких-то 100 лет назад и сейчас - небо и земля. 

Прежде чем чего-то критиковать, пожалуйста, указывайте, какую фокус-группу вы имеете в виду. Я тут вижу что? Я вижу некорректное обобщение. Я не понимаю, зачем указывать на обывателей, на большинство, это совершенно неадекватно. Лучше бы вы поставили это всё в адекватный контекст. 

Нужно обращать внимание про то, какие научные сферы в академической среде развивались, а какие стагнировали.

+2
Ответить

Во- первых 90-е это не 70-е и даже не 80-е, люди ужк стали терять ориентиры. Во-вторых надо знать, что советские люди привыкли доверять прессе и ТВ. А образование все-таки было получше, разностороннней.

0
Ответить

Интересно, а религиозная вера не является признаком хренового образования, уровень достоверности одинаковый.

+1
Ответить

Что за бред как можно сравнивать каменный век и космический.

Учились на постулатах Ленина все было хорошо сейчас деньги правят и все по другому тогда больше молчали и думали а сейчас говорим не о чем.

0
Ответить

Откуда умных сколько взялось если учителя были никудышние?

+1
Ответить

@Михаил Куценко, Вот-вот учили плохо, но я таки умный. Учили очень хорошо, нулёвые, с точки зрения дошкольной подготовки дети, становились хорошо образованными людьми.

0
Ответить

В 90-х люди "сходили с ума"от безысходности, а не от недостатка образования.

+1
Ответить

Личный опыт. Не из баек преподавателей. Да! Изучали труды Ленина и Маркса. Не просто изучали. Конспектировали в "общие" тетрадки "отруки". Шариковыми ручками писали ночами. При всем моем негативном отношении к Дедушке, правиль делали! Да! Изучали странные дисциплины. Типа "история КПСС". Олнако, удалось осознать утопичность коммунистической доктрины. Профильные дисциплины преподавались очень разносторонне и очень качественно. Я "забросил" науку более 30 лет назад. Сейчас "навскидку"... Осетр каспийский по- латыни Аципенсек стурио. Селедка балтийская салака- Клюпеа харенгу мембрас. Ночью разбудите! Микроскопом крайний раз пользовался в году так 84-м. Пару дней назад пришлось воспользоваться. На освоение ушло без инструкции минут 10. Дайте команду проложить курс, расчитать время прихода и прочее... Нет проблем! Во! Как знания в головы "вбивали"!

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Хорошее или нет, советское образование - посмотрим его на моем опыте. Я в дневной школе практически не учился, закончил только 7 с половиной классов (много и часто болел). В 16 лет пошел работать учеником автослесаря и меня заставили (именно заставили. Вызвали в отдел кадров и обьяснили, что учиться надо) идти учиться в вечернюю школу (хотя особого желания учиться у меня небыло. Я прекрасно понимал, что школьных знаний у меня нет, но льготы дающие вечерникам, меня сподвигли все же пойти в школу). На время учебы освобождали от работы на один день в неделю, с оплатой за счет предприятия, на один месяц освобождали от работы с полной оплатой на время сдачи весенних экзаменов, предоставляли отпуск в летнее время и самое главное отсрочка от армии до получения аттестата о среднем образовании (в советское время каждый обязан был получить среднее образование, плюс бесплатная учеба и получение профессии от военкомата. Я выучился на шофера - профессионала). Первый пример советского образования вечерней школы. Знания полученные после окончания одиннадцатого класса, дали основания и уверенность в том, что я могу поступить в институт. Я подал документы и сдал экзамены в мед институт. И поступил, при конкурсе 4 человека на место. Нынешняя школа этого не даст, практически всех готовят на платное отделение, куда поступают без конкурса. Через три года, участь на дневном отделении мед.института, сдаю экзамены и поступаю на заочное отделение юр.фака, при том, что экзамены на юрфак, отличаются от меда (в другой универ. Учился сразу в двух вузах). В конце 90-х годов, снова сдаю экзаменыи поступаю в нархоз, на экономико-юридический факультет . Вот сейчас и посудите, что такое советское образование. Я и сейчас любому современному школьнику дам фору, по физике, астрономии,биологии.

53
-2

советское образование 11 классов, учёба одновременно в двух вузах?

0
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Ноосфера в СССР была намного интеллектуальнее и духовнее. Да как ни странно именно духовнее. Этим фактором можно обьяснить тот феномен при котором закончивший школу в СССР на тройки даст фору любому отличнику современного мира. Например по географии у меня была тройка, но я помню до сих пор все государства южной америки.

51
-1

Согласен полностью. Я вообще учился на двойки, но писать грамотно научили мои учителя, спасибо им. Сейчас я по сравнению с нынешними отличниками, АКАДЕМИК.

+11
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 51 ответ