Schwarz Panzer
январь 2018.
443

Можно ли сравнить радикальную религиозную реформу Аменхотепа IV в Древнем Египте с Крещением Руси?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

По вполне обоснованному мнению большинства египтологов, основной целью Аменхотепа 4, сменившему личное имя на Эхнатон в его религиозной реформе, с заменой богов Нового Царства, на солярный культ единого бога Атона - является именно противостояние профессиональному жречеству и высшей родовитой аристократии, которые после египетских завоеваний сосредоточилась в своих руках много богатства и власти.

Влияние высшего жречества почти сравнялось с властью фараона. Фараон в своих реформах опирался как раз на "служилых" людей. В этой реформе -он скорее ближе к Ивану 4 и Петру 1, чем Владимиру Святославовичу.

Однако сказать что культ Атона, Да и-вообще единобожие было чем-то заведомо новым для Египта нельзя, расшифрованные тексты пирамид, богослужебные гимны египтян говорят о том что с египетская религия вовсе не была чистой воды язычеством, понимание богов - как проявление сил в мире единого высшего бога - из гимнов вполне однозначно выводится.

Опять таки выстраивание культа Атона было именно по образу и подобию других египтеских культов, а не было чем то радикально новым.

Общего с Крещением Руси в этом процессе не было почти ничего, поскольку в первую очень на Руси отсутсвовало как профессиональное жречество, тем более влиятельное, так и сформированный сложившийся языческий культ, который требовалось бы реформировать.

Как раз изначально Владимир хотел этот культ создать, собрав в Киеве идолы богов всех подвластных ему народов и их жрецов, но быстро понял что каждый жрец хочет что бы его бог был главным, в единую систему это никак не выстраивается, и быстро охладел к этой идее, решив что принять всем одну новую веру проще, чем возвысить бога какого-то из одних подвластных ему народов.

В общем у Эхнатона были как разные с Владимиром цели, так и разные процессы, да в общем и разные итоговые результаты. 

Культ Атона после смерти Эхнатона был заброшен, при правлении Эхнатона сосредоточившегося на религии Египет потерял свои владения в малой Азии, что отбросило Египет намного в худшую ситуацию чем раньше.

Русь же после Крещения стала одним из крупнейших, богатейших и влиятельных государств Европы, породниться с этим влиятельным царским домом мечтали все европейские варварские корольки, Русь была настолько влиятельна, что серьезно засматривалась на захват своей элитой власти в тогдашнем политическо-экономическом гегемоне - Восточной римской империи - Византии.

И лишь ошибки в передаче власти, вызванные этим усобицы, развал единого мощного государства на фактически враждебные друг другу маленькие княжества - в общем и стали причиной последующего падения этого государства. Но это уже не вина Владимира, а его детей, во многом разрушивших созданное великим отцом.

11
-1

По вполне обоснованному мнению большинства египтологов

Внутри египтологии не существует социологического исследования мнения большинства по историческим вопросам. Пара исследователей, которые тесно занимались этой темой некогда предположили, а остальные просто не стали оспаривать. Сейчас существуют и другие вполне обоснованные мнения.

+1
Ответить

Мнение мейнстрима египтологии вполне определяемо по информации переходящей в учебные пособия для вузов, изучающих данный предмет. 

С альтернативными мнениями в современной науке есть довольно печальная ситуация, когда для соискания научной степени стало требоваться необходимое количество научных публикаций. И проще всего обеспечить большое количество публикаций, это предложить какую то алтернативную трактовку уже общепринятых событий, делаешь публикацию, коллеги делают кучу публикаций опровержений, ты делаешь контр-опровержения. На самом деле происходит переливание из пустого в порожнее, но количество публикаций растет, и заветная докторская степень все ближе.

Да, я читал такое альтернативное мнение что Эхенатон придумал новую религию именно что бы дать новую единую веру всем тем народом которые были покорены египтянами в эпоху завоеваний. Но реально кроме "я так вижу", никаких обоснований этому нет. Культ Атона остался исключительно внутри египетской истории, фактически кроме новой столицы и Фив он нигде не насаждался, более того, именно потеря интереса и внимания к окраинам и привела Эхнатона к потери Малой Азии. Если бы интерес нового фараона был направлен именно на покоренные народы, это бы выразилось именно в строительстве массы храмов Атона по всему египетскому царству, а не в сосредоточение всех ресурсов на строительство новой столицы, подчеркивающей величие нового бога - и его отражение на земле фараона. Слишком очевидно тут именно противостояние старой столице.

Потому я не могу признать обоснованность иных мнений о мотивах действий Эхнатона.

Просто потому что иная мотивация дает и другую последовательность действий, с?учетом исторически-религиозного контекста эпохи. Пока сколько нибудь убедительных и обоснованных мнений по этому вопросу я не читал.

0
Ответить

Мнение мейнстрима египтологии вполне определяемо по информации переходящей в учебные пособия для вузов, изучающих данный предмет.

Не скажите. Возьмём, к примеру, учебник "История Древнего Востока" под редакцией В.И. Кузищина - это учебник кафедры истории древнего мира истфака МГУ. У них из египтологов есть только И.А. Ладынин, но раздел по Египту писал сам Кузищин, которого за откровенный истмат не критикует только ленивый. Но дело даже не в этом, а в том, что это поза-поза-вчерашний день интерпретации египетской истории, не учитывающий последние 40 лет исследований. А в Центре египт. иссл-ний РАН вам скажут, что на русском языке ничего стоящего нет.

А восстановить мотивы Эхнатона нереально точно, это только если у него самого спросить :)

+1
Ответить
Прокомментировать

Нет оснований считать, что так называемая религиозная реформа была очень радикальной. Во-первых, культ Амуна был запрещён только последние два года правления Эхнатона. Во-вторых, и до Эхнатона все храмы в Египте были посвящены солнечному богу, а внутри них были и статуи других "божеств" (в католических храмах тоже есть статуи святых). В-третих, культ солнечного бога просто был сокращён Эхнатоном с множественных ипостасей до одной.

Если сравнивать с более поздними историческими событиями, то у меня Эхнатон ассоциируется скорее с Мартином Лютером и основанием протестантизма, чем с крещением язычников.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью