Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли сравнить радикальную религиозную реформу Аменхотепа IV в Древнем Египте с Крещением Руси?

ИсторияРелигия+3
Schwarz Panzer
  · 1,6 K
Подрядчик в строительстве загородных домов. Катехизатор. Алтарник в Русской Православной...  · 15 янв 2018

По вполне обоснованному мнению большинства египтологов, основной целью Аменхотепа 4, сменившему личное имя на Эхнатон в его религиозной реформе, с заменой богов Нового Царства, на солярный культ единого бога Атона - является именно противостояние профессиональному жречеству и высшей родовитой аристократии, которые после египетских завоеваний сосредоточилась в своих руках много богатства и власти.

Влияние высшего жречества почти сравнялось с властью фараона. Фараон в своих реформах опирался как раз на "служилых" людей. В этой реформе -он скорее ближе к Ивану 4 и Петру 1, чем Владимиру Святославовичу.

Однако сказать что культ Атона, Да и-вообще единобожие было чем-то заведомо новым для Египта нельзя, расшифрованные тексты пирамид, богослужебные гимны египтян говорят о том что с египетская религия вовсе не была чистой воды язычеством, понимание богов - как проявление сил в мире единого высшего бога - из гимнов вполне однозначно выводится.

Опять таки выстраивание культа Атона было именно по образу и подобию других египтеских культов, а не было чем то радикально новым.

Общего с Крещением Руси в этом процессе не было почти ничего, поскольку в первую очень на Руси отсутсвовало как профессиональное жречество, тем более влиятельное, так и сформированный сложившийся языческий культ, который требовалось бы реформировать.

Как раз изначально Владимир хотел этот культ создать, собрав в Киеве идолы богов всех подвластных ему народов и их жрецов, но быстро понял что каждый жрец хочет что бы его бог был главным, в единую систему это никак не выстраивается, и быстро охладел к этой идее, решив что принять всем одну новую веру проще, чем возвысить бога какого-то из одних подвластных ему народов.

В общем у Эхнатона были как разные с Владимиром цели, так и разные процессы, да в общем и разные итоговые результаты. 

Культ Атона после смерти Эхнатона был заброшен, при правлении Эхнатона сосредоточившегося на религии Египет потерял свои владения в малой Азии, что отбросило Египет намного в худшую ситуацию чем раньше.

Русь же после Крещения стала одним из крупнейших, богатейших и влиятельных государств Европы, породниться с этим влиятельным царским домом мечтали все европейские варварские корольки, Русь была настолько влиятельна, что серьезно засматривалась на захват своей элитой власти в тогдашнем политическо-экономическом гегемоне - Восточной римской империи - Византии.

И лишь ошибки в передаче власти, вызванные этим усобицы, развал единого мощного государства на фактически враждебные друг другу маленькие княжества - в общем и стали причиной последующего падения этого государства. Но это уже не вина Владимира, а его детей, во многом разрушивших созданное великим отцом.

> По вполне обоснованному мнению большинства египтологов Внутри египтологии не существует социологического... Читать дальше
Религиоведение, египтология, диалог мировоззрений  · 15 янв 2018
Нет оснований считать, что так называемая религиозная реформа была очень радикальной. Во-первых, культ Амуна был запрещён только последние два года правления Эхнатона. Во-вторых, и до Эхнатона все храмы в Египте были посвящены солнечному богу, а внутри них были и статуи других "божеств" (в католических храмах тоже есть статуи святых). В-третих, культ солнечного бога... Читать далее