Ответить
Никита Вальтер
14 января 13:20.
49

Влияет ли достаток родителей и финансовое состояние семьи на будущее ребёнка? Хорошо это влияет или плохо на его дальнейшую взрослую жизнь?

МозгЗачем я это узнал?Как это работает?ПсихологияИнтернет
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Безусловно, влияет.

Если подтверждать свои слова мнением других людей и исследованиями:
Британские учёные исследовали жизнь людей - с младенчества до зрелости, начиная с 70х годов. Результаты эксперимента вкратце описаны в выступлении Хэлен Пирсон на TED:

Возможно, величайшим выводом исследования было: не рождайтесь в нищете или неблагоприятных условиях, потому что в этом случае вам, скорее всего, придётся идти по более сложному пути. Многие из этих детей были рождены в бедных семьях или в семьях рабочих, которые имели тесные жилища и другие проблемы, и сейчас стало понятно, что дети из малоимущих семей с большей долей вероятности были вынуждены бороться почти за всё. Они чаще хуже учились в школе, в результате получая меньше на менее престижной работе. Возможно, это очевидно, но были и совершенно неожиданные результаты: дети, получившие тяжёлый старт в жизни, намного чаще становились болезненными взрослыми. Они чаще страдали ожирением, имели повышенное давление, и это прослеживается десятилетиями, чаще имели проблемы с памятью и здоровьем и даже умирали раньше.

Смотреть выступление Хэлен Пирсон на TED

Только сегодня нашла интересную форму этих результатов, использующуюся в образовательных целях.

Смотреть видео об уроке физкультуры

По данным исследования Стэнфордского университета, разрыв между достижениями детей 2001 года рождения в семьях с высоким и низким уровнем дохода на 30-40 процентов больше, чем у тех, кто появился на свет 25 лет назад.

Ещё: сотрудники Мичиганского университета, - нейробиологи, - выяснили, что у молодёжи, росшей в бедности, заметно повышена активность миндалевидного тела – области мозга, участвующей в формировании эмоций, в которой прячутся чувства страха и тревоги и неполадки в которой чреваты эмоциональными расстройствами. Кроме того, у таких людей плохо работали области префронтальной коры, служащие противовесом миндалевидному телу и помогающие сдерживать мимолётные эмоциональные импульсы.

В другой работе, опубликованной в JAMA Pediatrics, говорится, что бедность вообще подавляет развитие мозга. Если в раннем детстве ребёнок жил в плохих условиях, то в более позднем возрасте, с 6 до 12 лет, это можно узнать по количеству белого и серого вещества: его у бедняков оказывается меньше, что в первую очередь заметно в областях мозга, отвечающих за обучение и противодействие стрессу. Соответственно, умственное развитие таких детей задерживается на год–два. Впрочем, если ребёнок рос в бедности, но без стресса, то развитие его мозга шло более или менее нормально. Похожие результаты были получены для участков мозга, отвечающих за память и языковые функции.

Новости для успокоения "бедных" - в исследованиях выше есть несколько "косяков" - они почти никогда не учитывают этническую составляющую, и в понятии социоэкономического статуса редко отделяют доход семьи от уровня образования родителей.


Большая группа нейробиологов и психологов из Колумбийского университета, Университета Южной Калифорнии и нескольких других научных центров попыталась учесть оба замечания. В статье, опубликованной в Nature Neuroscience, авторы описывают результаты сканирования мозга более тысячи детей и молодых людей в возрасте от 3 до 20 лет. Элизабет Сауэлл (Elizabeth Sowell) и её коллег в первую очередь интересовала кора мозга, поскольку именно в ней собраны центры высших когнитивных функций, и именно она сильнейшим образом меняется в ходе развития мозга в детстве и юности.

Данные томографического сканирования сравнили с результатами психологических тестов и анализа ДНК, который делали, чтобы учесть возможное влияние родовых генов. В результате получили, пожалуй, вполне ожидаемый результат: развитие коры полушарий коррелировало с социоэкономическими характеристиками семьи. Так, чем лучше было образование родителей, чем больше времени и сил они на него потратили, тем больше у ребёнка была общая площадь коры, а особенно тех её участков, которые отвечают за чтение, язык и организацию поведения. Разница между детьми и молодыми людьми, чьи родители в своё время пошли в университет, и теми, чьи родители остались без высшего образования, заключалась в том, что у первых площадь коры была на 3% больше.

Материальный достаток тоже способствовал развитию мозга, однако здесь закономерность была сложнее. Отличия между детьми из очень бедных семей и детьми из чуть менее бедных семей были велики, но потом прирост коры уменьшался, и с некоторого уровня доходов разница в экономическом положении на её рост почти не влияла. По словам авторов работы, такие отличия сказывались на результатах по крайней мере одного из когнитивных тестов, и самыми чувствительными здесь оказывались память и способность организовывать собственное поведение. Что же до этногенетических факторов, то тут никакой зависимости обнаружить не удалось – принадлежность к той или иной расе не сказывалась на взаимосвязи между развитием мозга и социоэкономическим положением.

Конкретные «агенты влияния» здесь могут быть различными: это и плохое питание в семьях, которые не могут похвастаться высоким уровнем дохода, и плохая экология в районах, где вынуждены жить люди из социальных низов, и тяжёлая психологическая обстановка внутри самой семьи, и отсутствие стимулов к развитию. Все они, по отдельности и вместе, сказываются на развитии молодого мозга, хотя, конечно, было бы интересно узнать вклад каждого из факторов – просто для того, чтобы разработать эффективную социальную политику против бедности. Но, так или иначе, ясно одно: если мы хотим, чтобы следующее поколение получилось умным и развитым, нужно позаботиться хотя бы о материальном благополучии общества.
информация вот из этой статьи

многое зависит от источника происхождения этого самого "достатка". Если деньги "чистые", то конечно это в определенном смысле благо, возможность более удобного старта, хотя парадоксы всегда имеют место - более легкий старт многих расслабляет и они плывут по течению..По тихому комфортному течению к сытой и поверхностной жизни, жизни, лишенной настоящих достижение и ценностей.

Если деньги "нечистые" то я думаю это станет в каком то смысле проклятием для детей, ибо..... Но всё можно поменять - существует врожденные и приобретенные свойства.  Финансовая ситуация относится к "врожденному" фактору, можно преодолеть это приобретенными личными способностями и т.д. Всё относительно и всё меняется кроме Истины. Из низов можно подняться как и упасть с высот. И деньги тем более мамы с папой - это еще не Золотой ключик.