Тимофей Приходько
январь 2018.
6390

Учителя, почему вы агитируете детей против Навального, если сами еле сводите концы с концами?

Ответить
Ответить
Комментировать
8
Подписаться
10
7 ответов
Поделиться

Ответит социальная психология - из-за заражения.

Люди так некритичны к общественному мнению, потому что это позволяет экономить глюкозу. Думать, анализировать, относиться критически - очень дорого для мозга, гораздо проще согласиться с авторитетами.

Противоречия между "нищенские зарплаты" и "Путин наш президент" - нет, и то, и другое просто идеи, которые попали в голову из-за заражения. А критического осмысления нет, это очень сложная операция. Чтобы мозг согласился потратит глюкозу на критическое осмысление, он должен быть очень замотивирован. И мотивации у "простых учителей" в этом смысле нет: отрываться от коллектива, рисковать отвержением, должностью, зарплатой, а в перспективе ещё и осознать, что всё ОЧЕНЬ плохо и просто сидеть на попе ровно не выйдет... ну очень уж дорого это всё для мозга.

58
-13

То есть Вы хотите сказать, что если человек за Путина, то он не мыслит критически или проще без мозгов, а если наоборот, то наоборот?

-14
Ответить

Юрий, нет. В политических спорах, к сожалению, с обеих сторон очень много людей, которые экономят глюкозу. Любые массовые социальные явления подчиняются законам социальной психологии. Любой человек, который активно включен в групповое взаимодействие, попадает под законы толпы.

В первую очередь заражение, о котором я написала. Поляризация мнений (мы - святые, враги - безмозглые животные). Распределенная ответственность (я ничё не сделал).

В любых спорах с любой стороны большая часть - толпа, которая подчиняется законам толпы, а вовсе не индивидуальной психологии.

+16
Ответить

Эх любят у нас в стране унижать учителей как класс)

Наталья, не буду говорить за всех представителей этой профессии, конечно, потому, что вещи, о которых вы говорите (отсутствие критического мышления и логичного, казалось бы, диссонанса) действительно имеют место быть. И не только среди учителей. 

Но в школе именно в качестве преподавателя математики работает одна моя знакомая. И реальность такова, что со стороны школьной администрации (а в чьих интересах она работает и кому подчиняется, думаю понятно) идет активное давление на директоров, оттуда на завучей и учителей. Давление какого толка тоже, думаю понятно. Невыполнение данных требований карается:

а) отсутствием премии (как минимум);

б) вежливым предложением "уйти по собственному желанию".

А учителя - это такие люди, у которых бывают "дети и ипотеки", впрочем как и у всех. И они, удивлю вас:

а) предпочитают быть неправыми и в квартире, чем правыми и на улице (утрирую, но в целом как-то так);

б) понимают, что российский суд - дело долгое и порой неблагодарное.

+22
Ответить
Ещё 12 комментариев

Влад, всё это понятно, конечно же. Однако в их "спиче" сквозит прямо ненависть какая-то. Если тебе сказали донести информацию до детей, что ходить на митинги не следует, ну скажи ты так: "Ребята, посидите лучше дома, хотя вы конечно же молодцы, что вам не безразлична судьба страны", а не: "Вы еще сопляки, чтобы ходить на это сборище идиотов, собравшихся по приказу госдепа". Я хочу сказать, что если уж ты так боишься за свою шкуру, то не рви ты жопу за ту позицию, которая тебе не близка. Не думаю, что директор уволит учителя за то, что он сказал это мягко или даже ничего не сказал по поводу предостережения посещения митингов. Не думаю, что он лишит препода премии даже, ибо там, где я работал, их не было. А если бы даже и были, то руководство, как никто другой в школе, были осведомлены и сталкивались каждый день с вопиющей несправедливостью, творящейся в Министерстве.

+14
Ответить

Если тебе сказали донести информацию до детей, что ходить на митинги не следует, ну скажи ты так: "Ребята, посидите лучше дома, хотя вы конечно же молодцы, что вам не безразлична судьба страны", а не: "Вы еще сопляки, чтобы ходить на это сборище идиотов, собравшихся по приказу госдепа".

Так-то оно так. Но тут нужно опять же разделять агитацию и агрессивную агитацию - вещи, безусловно, разные. Вопрос был поставлен про первое, а имеющиеся ответы принимали во внимание лишь второе. Несправедливо. Поэтому я решил как минимум честным упомянуть частные случаи, о которых знаю из первых уст. 

Не думаю, что директор уволит учителя за то, что он сказал это мягко или даже ничего не сказал по поводу предостережения посещения митингов.

Какие-то, безусловно, не уволят. И даже премии не лишат. И я искренне надеюсь, что таких абсолютное большинство.

0
Ответить

Тимофей, у их ненависти есть очень веская причина.

Дело в том, что если человек вынужден отстаивать взгляды, с которыми он не согласен и к которым его склоняют насильно, это вызывает очень сильный протест. Но выразить свой протест учителя (и другие люди, которые втянуты в ту же систему) не могут. И держать в себе - тоже, удерживать свои эмоции очень тяжело.

Поэтому включается защита, которая называется "идентификация с агрессором", в народе известная как "Стокгольмский синдром". Психика пытается защититься от перенапряжения, и люди в буквальном смысле отказываются от себя. Теперь, когда они примкнули к "победителям", они больше не испытывают напряжение и беспомощность.

Очень важно понимать, что для людей, попавших в такую ловушку, действительно очень сложно сохранить себя. Переживать беспомощность и гнев, и не знать, как спасти себя, - очень страшно и очень плохо.

+7
Ответить

Скажите, а это происходит одномоментно или постепенно? Допустим, я учитель и считаю пыню мудаком. Вот приходит разнарядка отговорить детей участвовать в митингах. На меня давят очень сильно и я тут же меняю свою точку зрения на противоположную? Если это так, то дети повертят у виска и скажут: "Т.В., вы че, совсем чтоль?" А если это не так и точка зрения меняется постепенно, то в школе не может происходить давление на протяжении большого периода времени, ибо нет (ну или не было до этого момента) такого повода.

0
Ответить

Тимофей, постепенно.

Но начинается это "постепенно" не со школы и не с конкретной разнарядки, которая приходит сверху.

Если вам интересно узнать подробнее, откуда берется такое поведение у жертв, советую вам почитать об интерсекциональности.

Вкратце - виновата вся система насилия, целиком. Человек рождается и с рождения оказывается в системе, когда людей угнетают, потому что у них не тот гендер, не та раса, профессия, класс, состояние здоровья, сексуальная ориентация, каста и т.д. Если человек с детства вовлечен в эту систему - не важно, как жертва или как угнетатель - он усваивает соответствующие модели мышления и поведения. Поэтому жертвы угнетения легко становятся угнетателями (хорошая иллюстрация: дело Вайнштейна), а угнетатели часто оказываются беспомощными перед насилием (например, когда приходит "разнарядка" от директора школы).

Поэтому учителя, которые и без того угнетены своей профессией (низкие зарплаты, ипотеки, планы обучения, все разнарядки и т.д.) так быстро и легко входят в роль "патриотов правительства": они уже с детства хорошо усвоили систему насилия.

Но вот мы берем человека, который каким-то счастливым образом смог уберечь свою психику от системы насилия. И если долго за ним понаблюдать, то оказывается, что он вываливается из любых систем, построенных на насилии. Он не продержится учителем в школе, где на него постоянно давят разнарядками. Он не женится на девушке, которая от системы насилия не убереглась. Он будет плакать, страдать, до последнего держаться в своем учительском кресле или пытаться "сохранить отношения", потому что дети и ипотека. Но вылетит обязательно. Невозможно с сохранной психикой сидеть в системе насилия.

И если кто-то в этой системе удерживается долго - те самые учителя, которые "предпочитают быть неправыми и в квартире, чем правыми и на улице " - то с уверенностью можно сказать, что они слились системе насилия. 

+5
Ответить

Наталья, а есть ли способы, как с этим бороться? Я тоже работал в учебном заведении такого рода, но никогда не встречал людей такого рода: ни тех, кто бы на меня давил и заставлял делать что-то, противоречащее моим принципам, ни тех, кто бы под это прогибался и вел себя как вышеобозначенный идиот. Я также понимаю, что если бы на меня начали давить, то я бы поднял такую волну возмущения и саботажа, что со мной бы просто не стали бы связываться (т.к. я прекрасно понимаю, что руководство тоже экономит глюкозу и не будет отстаивать позиции, которые им самим неблизки и пытаться меня как-то наказать). 

Я так понимаю, логически им что-то доказывать - это пустая трата времени? А как тогда быть? 

0
Ответить

Тимофей, это "давление", о котором мы говорим, оно не такое... прямолинейное. Почти никогда оно не выглядит как "слушайся, холоп, а не то получишь плетей". Приказ сам по себе подразумевает, что его можно ослушаться. Приказ вызывает протест почти всегда. Но "давление" - не приказ. Это неуловимое, имплицитное знание, которое вы просто "осознаете". Вам не приказывают, вы это вдруг понимаете в какой-то момент: от вас ждут определенного поведения. Этому "давлению" действительно очень сложно противостоять.

Хороший пример такого давления вы наверняка сможете вспомнить сами. Замечали, что у вас нет близких людей, с которыми вы могли бы говорить абсолютно обо всём? С мамой вы можете поговорить о каких-то бытовых вещах, но не расскажете о прыще, который вскочил на заднице. Прыщ вы может обсудите с другом и посмеетесь над ним, но вы не обсудите с ним, какой кондиционер для белья лучше. Разве мама или друг давили на вас? Нет! Заставляли вас "замолчать"? Нет! Вы просто "чувствуете", что какие-то темы лучше не поднимать в разговоре. Но может, вы ощущаете, что вам затыкают рот? Опять нет! Вы ведь вполне добровольно обходите с другом разговоры о кондиционерах для белья... правда? Ну просто понятно, что с ним кондиционер не обсудить... правда? Какое же это давление... правда?

Так и действует тот самый "стадный инстинкт" - мы бессознательно избегаем действий, которые могут вызвать наказание со стороны нашей референтной группы.

А теперь перекладываем это на реалии школы. Вы, предположим, учитель. Вы "знаете" (то самое имплицитное знание), что ваши коллеги и начальство активно выступают за правящую партию. Срабатывает ваш инстинкт, и вы "понимаете", что "с ними бесполезно разговаривать о политике". На языке нашего внутреннего "стайного животного" это значит "если я скажу, что путин дурак, меня осудят, я не буду этого делать". И вы будете до последнего молчать, потому что зачем кому-то что-то объяснять?

Есть только две причины, по которым вы можете открыть рот и начать активно высказывать свою позицию.

Первая - это если в стане коллег найдутся ваши союзники. Если вы увидите, что кто-то из учителей выражает несогласие с политикой правящей партии, вы его поддержите. Ваше "стайное животное" желает присоединиться к этой стае, объединиться с этим союзником.

Вторая - это если молчание и самопредательство будет вам стоить гораздо больше, чем отвержение. Проще говоря, если мнение коллег для вас ничего не значит, начальство вы презираете потому что "что они мне сделают", а потрять место не боитесь. Почему бы и не высказаться тогда? Вдруг удастся подняться в стайной иерархии.

Ну и, собственно, это и есть два варианта решения. Первый - это искать союзников, группироваться с ними вместе, гладить друг друга за общее мнение и, может, изредка воевать против идеологических врагов. Второй - это признаться, что вы хотите доминировать в вашей группе ("мне надо, чтобы моё мнение уважали") и бросить эту дурацкую затею, священные войны не повысят ваш статус в группе никогда. Его может повышать только реальное влияние. Но как оказывать на группу реальное влияние - это вообще отдельный разговор.

+4
Ответить

Спасибо за подробный ответ, мне многое стало ясно. Однако все же не совсем понятно:

1) получается, что во всей школе реально заинтересованных лиц всего несколько и все они в администрации школы. Тогда откуда же взяться "стаду", если в этом стаде только 3-4 овцы? Как туда попали остальные?

2) я вижу, что я один, который пока что не влился в это "стадо". Однако я вижу, что со мной солидарны как раз таки все ученики класса. Так вот я уже не один! Мало того, в количественном соотношении нас-то как раз больше. Ну и что, что они еще школьники, зачастую у них даже больше прав, они более дерзкие, креативные, безбашенные. Это куда более выгодные союзники, чем "стадные" коллеги.

3) сообщество учителей характеризуется очень низким уровнем взаимодействия (вы это наверняка знаете). То есть, в учительской среде как редко где еще сильны трения и противоречия (наверно, это женский коллектив). Так откуда взялась эта самая "солидарность" как раз в этом вопросе?

+1
Ответить

1) Если очень упростить, человек становится "стадом" тогда, когда у кого-то внешнего есть рычаг давления на него. Причем рычаг абсолютно любой.
Скажем, вы "знаете" (то самое имплицитное знание), что буфетчица в школе может недоложить обед тому, кто ей не нравится. Если вы покупаете у неё еду, вы выключаетесь как личность и включаетесь как стадное животное. Это не значит, что вы мгновенно теряете волю и начинаете делать всё, что вам прикажут: просто начинают работать законы не индивидуальной психологии, а социальной. А это разные законы.
И администрация школы, очевидно, держит в руках множество рычагов влияния на учителей. Гораздо больше, чем этих рычагов у учителей. Поэтому - те самые 2-3 человека становятся лидерами "стада" (то бишь социальной группы).

2) Ученики очень низко находятся в иерархии, а иерархия - это те самые законы социальной психологии, о которых я говорила выше. Да, ученики, может, креативные и безбашенные, но лишь на индивидуальном уровне или внутри группы своих сверстников. Но не в общешкольной иерархии. Откуда я взяла, что они низко в иерархии? Когда ученики пойдут громить кабинет директора за то, что она пытается проводить агитацию, вот тогда и можно говорить об их высоком общешкольном уровне. Или когда учителя будут при учениках молчать о Путине даже несмотря на приказ администрации. А пока ни то, ни другое не случилось - они внизу иерархии.

3) Если честно, не знаю. Здесь речь уже не про общие законы социальной психологии, а про особенности конкретной группы. Всё, что я говорила выше, подходит для любых групп вообще, а этот вопрос - про конкретную группу, о которой я мало знаю. Мой опыт общения с учителями ограничивается собственной учебой в школе и парой шапочных знакомых учителей, а этого мало, чтобы делать об учителях конкретные выводы.

+5
Ответить

Была на одном из митингов из любопытства, куда как раз Навальный обещал прийти, а не пришёл, и "митинговал" в другом месте. Никого тогда не задерживали, но дети смотрелись очень не умно. Стайкой с айфонами на вытянутой руке с готовностью снять на селфи говорящего что то на клумбе, почти как воробышки, которым бросили зерна. Навальный пудрит детям мозги. У меня нет зарплаты и денег, но не пойду, ни за Навального, ни за коммунистов.. Он такая же политическая проститутка как и большинство оппозиции. Это пиар или самолюбование, но это не серьёзно. Я даже не рассматриваю его финансирование. И не потому, что мне все нравится во власти или психология у меня не детская. Зачем использовать детей, как щит или прикрытие. Да для них сейчас все кто против власти - тот герой им хоть Бетмана, хоть Гарри Потера поставь - это переходный возраст - они горят желанием перемен и не думают, что это ни к чему не приведет. Вот директор для них реальная угроза, а власть пока полумифическая 

0
Ответить

Видите ли, Oksana, то, что дети сейчас в политике, не может быть плохо. Пусть он будет хоть кто, однако он поднимает такие вопросы, которые заставляют детей задуматься об их будущем, о будущем своей страны. А то, что вы так рассуждаете: "я не в восторге от действий власти, но идти против нее не серьезно" не делает вам чести.

0
Ответить

Была на одном из митингов из любопытства, куда как раз Навальный обещал прийти, а не пришёл, и "митинговал" в другом месте. Никого тогда не задерживали, но дети смотрелись очень не умно. Стайкой с айфонами на вытянутой руке с готовностью снять на селфи говорящего что то на клумбе, почти как воробышки, которым бросили зерна. Навальный пудрит детям мозги. У меня нет зарплаты и денег, но не пойду, ни за Навального, ни за коммунистов.. Он такая же политическая проститутка как и большинство оппозиции. Это пиар или самолюбование, но это не серьёзно. Я даже не рассматриваю его финансирование. И не потому, что мне все нравится во власти или психология у меня не детская. Зачем использовать детей, как щит или прикрытие. Да для них сейчас все кто против власти - тот герой им хоть Бетмана, хоть Гарри Потера поставь - это переходный возраст - они горят желанием перемен и не думают, что это ни к чему не приведет. Вот директор для них реальная угроза, а власть пока полумифическая. 

0
Ответить
Прокомментировать

Я не ответить, я поддержать вопрос. Всегда это интересовало. Поголовно, как один, учителя жалуются на нищенскую зарплату и ужасные условия работы, давление сверху, но тут же говорят, что все хорошо, и все в шоколаде живут, не нужно нам всяких переворотов и все нас устраивает. А потом опять про зарплату. А потом про выборы.

27
-5

Я всё чаще Оруэлла вспоминаю и ситуацию, когда один товарищ подходит к Смиту и спрашивает его о бритве, а тот отвечает, что пользуется 3 месяца одной бритвой, затем же следуют новости, что производство чего-то там выросло на over 9999%

+2
Ответить

Ну переворота точно пока не будет, вы их успокойте. Пусть детей к ЕГЕ, ОГЕ готовят, уже скоро. Заодно и на репетиторстве можно подработать раз зарплата не устраивает. 

-2
Ответить
Прокомментировать

Эх, любят же у нас в стране выделять учителей в какой-то отдельный класс и унижать).

Вещи, о которых сказано выше (отсутствие у некоторых индивидов критического мышления и логичного, казалось бы, когнитивного диссонанса) действительно имеют место быть. В большом количестве. И не только среди учителей. 

Но бывают и частным случаи. Так, в школе в качестве преподавателя математики работает одна моя знакомая. И по ее словам реальность такова, что со стороны школьной администрации (а в чьих интересах она работает и кому подчиняется, думаю, понятно) идет активное давление на директоров, оттуда на завучей и учителей. Давление какого толка тоже, думаю, очевидно. Невыполнение требований сверху карается:

а) лишением премии и выговором;

б) вежливым предложением "уйти по собственному желанию" и выговором (для чего?).

А учителя это такие люди, у которых иногда бывают "дети и ипотеки", впрочем как и у всех. И они, удивлю вас:

а) предпочитают быть неправыми и в квартире, чем правыми и на улице (утрирую, но в целом как-то так);

б) понимают, что российский суд — дело долгое и порой неблагодарное.

В целом склонен полагать, что описанная ситуация далеко не единична.

20
-4
Прокомментировать

Есть ещё одна важная причина - монополия на рынке труда.

 Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели.

Так вот, государство является монополистом в покупке услуг учителей, что позволяет ему:

1. Платить нищенскую зарплату.

2. Нагружать учителей "общественными обязанностями".

3. Манипулировать людьми, угрожая "ударить по зарплате" или уволить без возможности заниматься любимым делом или единственным, что умеет делать учитель. А учитель между прочим, учился для получения профессии целых 5 лет!

Плюс над учителем висит огромная бюрократическая система: завуч и директор, Департамент образования городской, Департамент образования областной.... И перед ними он практически бесправен, там действует круговая порука и есть миллион способов надавить на простого учителя.

В такой ситуации учителю остаётся или быть частью системы, или быть нищей белой вороной... Со временем такое приспособленчество становится неотъемлемой частью жизненных установок. Вот поэтому многие учителя даже, возможно, неосознанно транслируют свою установку "не высовывайся, начальство всегда правО и найдет на тебя управу, даже если оно не правО, лжет и ворует" на подрастающее поколение...

8
-1

Серая ворона тоже не богата.

0
Ответить
Прокомментировать

Просто потому, что до сих пор Он все еще не "замочен" и "сухим из воды" всегда выходит..................(сами подумайте). Такая "у с т а н о в к а" дана. Кого надо. тех замочили, и впредь мочить будут. Отдельная категория учителей это осознают. но не доводить до сознания считая несвоевременным. Домашнее задание. Подрастут, сами поймут. Не все, разумеется................

Valentin Markovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-1

Даже в "бывшем" ссср-е, когда "и подумать было страшно" о какой-то, кроме троцкистско - бухаринской оппозиции, такая категория учителей была. Некоторые выходцы из "определенной категории совграждан" а также из Прибалтики воспринимали их ("шепотом", без неуместных разъяснений). Но где они теперь, эти "выходцы".......

0
Ответить

"Ленин, Троцкий, Пощипай ехали на лодке. Ленин,  Троцкий утонул... Кто остался в лодке:?.".......- Ну, конечно - П о щ и п а й! ( Сталин, наш Отец и лучший друг школьников),

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить