Ответить
Mark Hadson
13 января 06:37.
80

Почему вампиры и демоны - это мистика, а русалки и эльфы - фэнтэзи? Чем на самом деле отличаются фантастика, фэнтэзи и мистика? Каких существ куда относить?

МистикаФэнтезиФантастикаЛитература
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Любая сложная система (будь то кинематограф, литература или искусство в целом) нуждается в классификации, потому что в неструктурированном виде пользоваться информацией намного сложнее. Систематизация происходит с трёх сторон: изнутри (создатели, творцы), снизу (зрители, читатели, слушатели) и сверху (критики).

Основные критерии систематизации текстовых сюжетов (литература, театр, кинематограф) - это эмоциональная окраска (весело/грустно) и степень достоверности (соответствия реальному миру).

В настоящее время существует множество сюжетов, в разной выходящих за рамки реальности. Это сказки, мифология, научная фантастика, фэнтэзи, альтернативные миры, утопии и антиутопии, включая их комбинации. Чтобы разобраться в этом пространстве приходится прибегать к условным обозначениям (понятиям), которые фиксируют принципиальные различия.

Если говорить конкретно о направлениях, указанных автором вопроса, то они отличаются по степени достоверности:

  • фантастика - основана на законах природы, и появление каких бы то ни было тварей требует "научного" объяснения (откуда или почему взялись вампиры?). Фантастика бывает эмоционально разной - от комедии до трагедии;
  • мистика - действие происходит в относительно реальном мире, только в нём имеются существа (обычно злобные), которых мы не замечаем. Отдельное направление - околорелигиозная мистика (Дракула с Ван Хельсингом). Обычно мистика носит мрачный оттенок, приближаясь к ужасам;
  • фэнтэзи - много вымысла, касающегося устройства мира (магия, существа, опровергающие физические законы, социум, опровергающие законы истории и экономики). В эмоциональном плане этот "жанр" ближе к позитивному краю шкалы.

Резюме: указанных существ можно встретить в любом из "жанров", хотя они предпочитают благоприятную "среду обитания".

Всё довольно просто. Раньше тоже путался, пока не встретил логичное и понятное объяснение.

В фэнтези не действуют или ограничены законы нашей физики, нашего мира, хотя там могут быть люди и любые другие существа. Миром фэнтези правит магия. В фантастике законы физики (биологии, науки в целом) работают или не отрицаются. Мистика ближе к отдельному жанру, выделенному для удобства потребителя. 

Denis Poleshkinотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Просто классификация фильмов на "Кинопоиске" и иже с ним отдает легкой дебильностью и довольно мало опирается на существующие направления развлекательного кино (литературы). Вампиры и демоны прекрасно могут существовать и в мирах фэнтези (см. Сапковского, Саймака, Кинга, Муркока, многочисленное dark fantasy и, прости, Господи, у Ольги Громыко), эльфы и русалки благополучно могут жить в сеттинге, который имеет отдаленное отношение к фэнтези.

Если вам нужно как-то ориентироваться, то фэнтези — это когда повествование разворачивается в ином, отличающемся от нашего мире, где действует магия. Если магия и потусторонние существа действуют в нашем мире, то вы уже имеете дело с "мистикой".  Примерно так. Но нужно помнить, что эта классификация немного дебильна, как говорилось раньше, и не имеет ни четких критериев ни нормально очерченных границ. Насколько я понимаю, "мистика" была придумана для того, чтобы как-то отделить ужастики про вампиров и демонов от ужастиков про маньяков.

Если попытаться нащупать некие более основательные деления, после утверждения, что все вышеперечисленное относится к фантастике, начинаются проблемы. Да, в 50-е — 70-е годы, фантастика довольно четка делилась на Sci-Fi (научную фантастику) и фентези, которое про волшебство. Был еще хоррор (с демонами и вампирами), происходящий от готического романа. Первую бомбу под эту четкую картину заложил еще в момент ее возникновения Лавкрафт, у которого были и межзвездные путешествия и древние боги. Но долгое время бомба тихонько лежала и тикала.

Потом появляются всевозможные миксы, такие как "Чародей поневоле" Старшеффа или "Звездные войны" (первая трилогия). Последние — типичное фэнтези под маской научной фантастики: юный падаван спасает принцессу из лап чорного властелина, размахивая светящимся мечом, ему помогают жуликоватый торговец и лохматое чудовище... Про вселенную Warhammer 40000 я вобще молчу. Дурной пример заразителен, и с тех пор направления развлекательной литературы, кино игр, то и дело вступают в противоестественный блуд, порождая десятки гибридов.

показать ещё 1 ответ