wallpaperup.com
Андрей Ларькин
13 января 11:23.
13065

Что из химии должен знать каждый?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
31
4 ответа
Поделиться

Школьная химия крайне непривлекательна и, как следствие, большинство решает не связывать свою жизнь с ней, а большинство из этого большинства не знает её совершенно — и более того — даже не знают, что такое химия! А химия — это вся наша жизнь в пределах живой среды. Почему? Потому что жизнь — это движение. Движение — это перемены. А химия — это как раз-таки наука о переменах, изменениях, превращениях, реакциях, если угодно. Химия есть везде, где есть жизнь, и мы не можем небрежно игнорировать то, на чём стоит всё наше существование. Знание химии значительно меняет мировоззрение, а сама эта наука отчасти порождает собственную философию. Чтобы понимать молекулярные основы окружающей нас живой материи, нужно держать в голове следующие основы химии:

  • Фундаментальные знания:
  1. Основные термины и понятия: атом, молекула, реакция, равновесие, экзотермия и эндотермия и так далее;
  2. Основы классификации веществ: неорганические, органические, соли, кислоты, основания, углеводы, липиды, белки, алкалоиды и тому подобное;
  3. Основные виды химических реакций;
  4. Основы равновесности реакций: влияние температуры и концентрации на скорость, явление диффузии и тому подобное;

— всё это для того, чтобы понимать идущее далее по списку.

  • Практические знания:
  1. Самые распространённые вещества в окружающем мире и их применение, получение, польза и опасность, а также техника безопасности при работе с веществами, данные о токсичности и механизмах вредного влияния веществ на организм человека.
  2. Основы физической и коллоидной химии: как работает мыло, почему коллоидный раствор золота не жёлтый, а может быть красным и синим, почему грязные растворы мутные, как правильно приготовить желатин, почему стоп-сигналы и сигналы привлечения внимания, посадочные огни в аэропортах красные и тому подобные бытовые аспекты.
  3. Основы биохимии: что такое цикл трикарбоновых кислот, откуда в теле берётся энергия, почему нам нужен кислород для жизни, почему алкоголь не даёт энергии, почему жиры сгорают в сахарной печи и тому подобные аспекты здоровой жизни.

Крайне рекомендую «Химия за 30 секунд» Сцерри (это об отдельных элементах и о том, в каких повседневных и не очень объектах они встречаются) и «Молекулы» Эткинса (это о конкретных молекулах и том, как они себя проявляют — например, почему ядовитый полицейский газ имеет приятный запах сирени или почему, если вы положите соду в ваше любимое варенье красного цвета, оно посинеет или позеленеет). А ещё Сергей Шамов в своём ответе ниже рекомендует «50 идей, о которых нужно знать : Химия». Пожалуйста, не поленитесь спуститься ниже и заслуженно одобрить его ответ. Здесь вообще можно всю серию рекомендовать. ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

Прим.: для сравнения, физика есть везде, то есть вообще везде, и именно она порождает химию, но в вопросах жизни химия ведает больше (а глубже в них ведает биология — глубже в вопросах конкретно человеческой жизни — медицина). Физика тоже меняет мировоззрение и порождает куда больше философского разнообразия, чем химия. И основы физики нужно изучать скорее даже в первую очередь.

Чтите науки. Учите науки. Это интересно.

84

хотел написать о физике, а вы сделали примечание) лично мне кажется, что физика занимает бОльше "пространства" чем химия ) физика вроде как глобальна , вот она точно везде ))) спасибо за ответ :)

+2
Ответить

Офигенный ответ

+1
Ответить

Александр, у меня к вам вопрос журналистско - профессионального свойства.

Вот вы пишите:

Школьная химия крайне непривлекательна и, как следствие, большинство решает не связывать свою жизнь с ней,

А у вас или ваших коллег есть ли серьезные мысли, подкрепленные вескими доводами, как сделать школьную химию привлеакательной? Имею возможность организовать (бесплатно, но с высокими требованичии к материалу) публикации в известном ВАКовском журнале. Дополнительным плюсом является то, что хоть он и ВАК, но ВАК не академически-занудный, а практичный, отвечающий на вопрос: КАК делать.

0
Ответить

В своих рассуждениях я, увы, никак не могу сослаться на какие-то специфические публикации на тему в авторитетных источниках — только на опыт и собственные соображения.

Школьная химия — это:

  • устаревшие учебники,
  • педагоги без педагогического образования,
  • критический недостаток практики и наглядности,
  • полное непонимание практической применимости;

А именно:

  1. Устаревшие учебники — значит, не соответствующие реальным современным научным данным (для примера можно взять т.н. инертные, а точнее благородные газы, которые вовсе не инертные, соединения NaCl, которое вовсе не одно, механизмы реакций, которые никак не освещаются, из-за чего формируется ложное представление о том, что реакции протекают по непонятным принципам, и так далее);
  2. Педагоги без педагогического образования — это ситуация, сложившаяся в нынешних реалиях, по той причине, что учителю химии достаточно иметь химическое образование, а педагогическое по направлению «учитель химии» вторично — как следствие, должность учителя химии занимают не реальные учителя химии, а не нашедшие иного места в жизни химики или просто уставшие от работы с реактивами (это уже к третьему пункту) (а мы ведь понимаем, что далеко не всякий человек умеет интересно и притягательно объяснять сложные вещи, это тоже профессия и своего рода искусство);
  3. Критический недостаток практики и наглядности — это вообще бич современного естественнонаучного образования, и именно это — главная причина нелюбви к химии и биологии (физика из ряда выбивается, потому что модели физических опытов школы иметь не брезгуют, тогда как химические реагенты, стекло и оборудование, биологические срезы тканей и микроскопы — почему-то брезгуют). Химические превращения на страницах учебников выглядят слишком абстрактно и отдалённо — самое главное, непривлекательно.
  4. Полное непонимание практической применимости — это первое по значению не только в случае химии, но и большинства других школьных дисциплин. Как вообще можно любить химию, если тебе за партой непонятно, чем занимаются химики и кто они вообще такие? Школьные предметы ведь должны быть не совсем про науки, но ещё и про профессию.

Следовательно, исправить это можно (и, полагаю, нужно) так:

  • Устаревшие учебники в бумажном исполнении полностью заменить на электронные оперативно обновляемые руководства со ссылками (!) на каждое новое открытие. Сейчас химия кажется школьнику устаревшей;
  • Предъявлять к педагогам строгое требование наличия у них педагогического и химического образований одновременно (несомненно, профессиональное образование в науке, которой ты учишь, важнее, и в этом я поддерживаю нынешнюю ситуацию, но для получения навыков именно обучения и психологической работы с классом нужны как минимум какие-то курсы повышения квалификации). Сейчас учитель отталкивает учеников от химии даже при всех её плюсах, даже если исправить всё остальное;
  • Критический недостаток практики и наглядности, очевидно, решается закупками реактивов и планированием зрелищных (!) экспериментов (как у «профессора Николя», например) и теми же электронными руководствами. Опасные для здоровья опыты вполне можно выполнять в моделируемых условиях на компьютере. Кроме того, нужны экскурсии (например, у меня в родном городе есть фармацевтическое предприятие, в моём нынешнем городе тоже они есть, есть и химические производства, но почему-то школьников на них почти никогда не водят, даже из профильных хим-био классов, а должны). Сейчас химия кажется школьнику скучной;
  • Полное непонимание практической применимости решается, очевидно, внедрением в программу параграфов о реальном положении дел и применением тех или иных разделов химии. Почему-то в учебниках не заикаются о материаловедении, минералогии, энзимологии, геологии, фармации и других разделах практической и теоретической химии, кои не перечесть, ограничиваясь, разве что, нефтехимией. Сейчас химия для школьника просто не имеет перспектив.

Если в каждом из указанных мной направлений приложить хотя бы малейшие усилия, можно изменить представление о химии как об устаревшей, отталкивающей, скучной, бесперспективной науке.

Чтобы как-то подкрепить это доводами, нужно спрашивать ещё и детских психологов и профессиональных педагогов. За этим можно обратиться в «Мел». В целом, консенсус экспертов — хорошее начало, тоже имеющее свой уровень доказательности, чтобы в дальнейшем на эту тему уже проводить практические эксперименты в школьной сфере. Без проверки это всё выше консенсуса и не поднимется. 

0
Ответить
Прокомментировать

Как ни странно, в природе существует специальная книга, в которой содержится ответ ровно на этот вопрос: "Химия. 50 идей, о которых нужно знать" (Хэйли Бёрч)

33
Прокомментировать

Если вы обожглись кислотой – обмойте поврежденный участок кожи мыльной водой или 2-х процентным раствором питьевой соды (это 1 чайная ложка питьевой соды на 2,5 стакана воды), чтобы нейтрализовать кислоту. Если вы обожглись щелочью, то обмойте поврежденный участок кожи раствором лимонной кислоты или уксуса.

Азы химии.

23

Сначала нужно смыть то, чем обжёгся, большим количеством воды. Нейтрализация - реакция экзотермическая, если сразу начать нейтрализовывать, можно добавить к химическому ожогу ещё и термический.

+5
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить