Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как грамотно, учитывая все тонкости, оформить первую собственную книгу стихотворений?

ОбразованиеИскусство и культура+3
Максим Миленов
  · 1,7 K
студент магистратуры, литературовед  · 16 янв 2018

Как я понял под оформлением вы имеете в виду проектирование макета, дизайн макета, верстку и дизайн обложки. А это все требует определенной квалификации. И автор этим заниматься не должен. Ну вот честно. Но раз уж вы так решили, то поехали. Говорю сразу, это будет довольно крупный ответ.

Проектирование макета подразумевает следующие этапы.

  1. Выбор формата (размера листа) книги.

Часто для стихотворных книг выбирают суженные форматы, меньше траты бумаги, книжки приобретают довольно необычный вид. Но если издаетесь вы самостоятельно, то форматом станет А5, так как печатать скорее всего будут на цифре (планируется же меньше 300 экземпляров?).

Не забудьте при создании макета учесть обрезку. Оставьте под это миллиметров 3-5. Реально наблюдал, как один начинающий верстальщик забыл про это. Макет был сдан в типографию, но благо, там оказались работники, которым не наплевать, и они указали на ошибку. Потом пришлось переделывать макет.

  1. Шрифты. Тут самые общие рекомендации. Не сочетайте больше больше 3 шрифтов одной гарнитуры. Следите за удобочитаемостью шрифта. Не накладывайте текст поверх рисунков, это будет не читабельно в 99% случаев.

  2. Цвета. Не используйте при оформлении больше 2 основных цветов. 3 цвета для макета принять еще можно, но со скрежетом зубов. Ну и погуглите, хотя бы про цветовой круг что ли.

Хороший вариант вообще сделать книжку в ч/б целиком. То есть и обложка и иллюстрации все в ч/б. Смотрится стильненько, книжка выделяется на полке среди собратьев-попугаев. Да и это банально дешевле.

  1. Верстка. Тут нужно учесть 4 ключевые вещи.

Во-первых, поля. Тут просто приведу цифры из ГОСТ. Минимальные значения верхнего поля - 12, корешкового 10, нижнего - 15, наружного - 11 мм.  Понятно, что вы вряд ли будете использовать конкретно эти значения, но сохраняйте приблизительное соотношение между размерами.

Во-вторых, стихотворения заверстываются по средней строке. То есть берется средняя по длине строка, центрируется, под нее подгоняются остальные. Собственно можно так и делать, знаю журнал, в котором так стихотворения и верстаются. Средняя строка там подбирается на глаз. Если стихотворение смотрится неэстетично, то подбирается другая строка. Это, конечно, не совсем правильный, но довольно простой способ верстки стихотворений.

В-третьих, оставляйте воздух. То есть не лепите друг другу различные элементы книги, это довольно распространенная ошибка. Не бойтесь оставить побольше расстояние между иллюстрациями, подписями, стихотворениями. Один верстальщик с двадцатилетним стажем сказал, что он "верстает как отморозок", то есть он оставляет очень много воздуха, которые в программе верстки иногда смотрятся как зияющие дыры. При выводе на печать же смотрится отлично.

И последнее. Используйте программу InDesign. Пока что лучшей программы верстки человечество не придумало. В любой другой программе большинство операций выполняется гораздо муторнее. Скину ссылку на мини-урок, где описываются базовые принципы работы с этой программой.

  1. Рисунки. Тут опять же самый минимум.

Рисунки лучше вставлять в tiff с dpi 300 в CMYK. Все эти параметры можно задать в Photoshop.

Если хотите поместить рисунок на полосе целиком или разместить его ровно у края страницы, то поместите его под обрез. То есть рисунок должен заходить краем за линию обрезки. Так вы просто не будете заранее закладывать в книгу брак. Примерно то же самое нужно учесть при создании обложки. Например, не надо помещать иллюстрации вровень в корешку, они съедут.

  1. Дизайн обложки. Это кажется простым, но сделать обложку качественной и продающей опять же не просто. Например, многие начинающие дизайнеры банально делают только лицевую сторону обложки. Хотя профессионал проектирует обложку целиком: лицевую, заднюю сторону, корешок. Скину отрывок из одного выступления с TED, где показывается профессиональная работа над обложкой книги. Ну и полезно будет посмотреть его целиком, конечно.

  2. Корректура. Проведите проверку всего макета после верстки. Ошибки будут. Завернуть тираж из-за ошибок в макете - это просто кошмар.

В общем, обложка должна сдаваться в типографию с задней стороной, корешком и лицевой стороной, опять сверстанная под обрез. Размеры корешка можно рассчитать в онлайн-калькуляторах.

По итогу, как я и говорил, ответ уже получился довольно-таки немаленьким, а это самый, самый, самый минимум. Потому что, чтобы учесть ВСЕ тонкости, нужно образование, опыт. Книжное оформление процесс требующий квалификации.

Поэтому подумайте о том, чтобы обратиться к профессионалам. Как правило, всегда есть возможность сделать книгу на заказ. Поищите в своем городе издательства, как правильно многие небольшие издательства предлагают создание макета в качестве услуги. Они также помогут вам найти типографию для печати. Выбрать типографию самостоятельно довольно-таки не просто, и лучше знать рынок внутри вашего города. Реальный случай: приятель делая книжку самостоятельно нашел типографию, где у него затребовали 400 рублей за экземпляр. Я посоветовал ему другую, там ценник составил всего 150 рублей. Ощутимо, правда? Качество причем одинаковое.

Если попросите помощи у друга-дизайнера, то, пожалуйста, заплатите ему. Причем не тортиком-шоколадкой, а деньгами, хотя бы несколько тысяч. Конечно, многие молодые дизайнеры рады поработать и просто так, чтобы выложить потом все на Behance... Но это работа, а работа должна оплачиваться.

Спасибо больше за такой развёрнутый ответ. Очень выручили. Низкий вам поклон!