Анна Бестаева
январь 2018.
2549

Почему канонизировали княгиню Ольгу, по приказу которой были совершены жестокие убийства?

Ответить
Ответить
Комментировать
6
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Потому что она была первой русской правительницей, принявшей христианство; сочетание «сильная правительница, уничтожившая древлян + христианка» наверняка подействовало на ее внука Владимира, крестившего Русь. Об Ольге как о святой начали говорить очень рано, всего через несколько лет после ее смерти, и, вероятно, настойчивость киевской великокняжеской династии в этом вопросе в конце концов привела к официальной канонизации. Жестокость же в те времена казалась куда более естественной и обыденной, чем сейчас, а жалость к врагам, надо думать, была экзотикой. В наше время, конечно, Ольгу призывали бы судить за геноцид.

Стоит, впрочем, отметить две вещи. Во-первых, об уничтожении древлян нам известно только из Повести временных лет, и непонятно, где здесь легенда, а где достоверные факты. Это не отменяет того, что истории, которые мы сегодня слушаем с ужасом, жители Киевской Руси воспринимали с восторгом (см. выше). Во-вторых, христианские церкви кого только не прославляли в ликах святых и блаженных: тут и организатор Первого крестового похода папа Урбан II, и убийца семьи своей насильно взятой жены Владимир Великий; это все, конечно, деятели давно минувших дней, но и к Матери Терезе часто возникали вопросы. Во многих религиях святости вовсе не обязательно сопутствуют кротость и милосердие. Собственно, и Евангелие говорит, что если не святости, то рая может удостоиться отъявленный злодей, если искренне раскается или искренне уверует: вспомним одного из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-1

Рая без святости не бывает) тот разбойник - он тоже святой, благодаря милосердию и тому, что уверовал в Христа: thequestion.ru

0
Ответить
Прокомментировать

Как я уже упоминал в случае с князем Владимиром (thequestion.ru), нужно читать житие святого и многое станет ясно, и нельзя забывать о трёх моментах:

  • канонизация монархов иногда преследовала не религиозные цели, а политические (не исключено, что Ольгу причислили к лику святых по этим мотивам - ради популяризации христианства на Руси, к примеру. Нужно детально разбираться. Скажем, в итальянской энциклопедии святых прямо говорится, что её почитание началось благодаря Владимиру, но сама Ольга была праведной после крещения и стала началом пути Руси ко Христу: santiebeati.it);

  • процесс канонизации в те времена был очень несовершенен, в Католической Церкви он был упорядочен лишь несколько столетий спустя: thequestion.ru

  • нам это доподлинно не известно, но княгиня Ольга могла пережить духовное преображение и искренне раскаяться в совершённых злодеяниях - совесть есть у всех, даже у тиранов. Если вы разбили любимую чашку или сломали ценную вещь вашей бабушки, потом испугались содеянного, увидели её огорчение и просили прощения - кто станет обвинять вашу бабушку в том, что она простила вас, несмотря на причинённую боль? Было раскаяние или нет - мы не знаем, но о такой вероятности не стоит забывать.

И вот очень любопытная религиоведческая статья на эту тему - "Св. княгиня Ольга как агиологический тип": livejournal.com

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-2
Прокомментировать

со времен принятия христианства императором Константином и так называемой эпохи Соборов серьезно изменилась христианская парадигма. Христианство которое было гонимо при помощи государственной поддержки стало доминирующим и даже гонящим.  Военные победы Константина под знамением креста истолковывались как божественное действо, как воля Божия и поэтому образ пути Господня потихоньку стал подменяться и эти подмены закреплялись на Вселенских Соборах. Так и появился симулякр христианства, который затем разделился на Запад и Восток, что в принципе и следовало ожидать. Именно тогда сложился институт монашества, когда особо ревностные христиане видя во что превратилась церковь стали бежать спасаться в пустыни и горы. 

Поэтому канонизация Ольги, принявшей такое "христианство" и действовавшей в том же духе и которая способствовала принятию такого "христианства" на Руси не удивительна и даже логична. Её называют равноапостольной - какой очевидный симулякр.
Уровнять апостольство ( равноапостольная)  и не видеть разницы между распространением христианства апостолами Христа ( Проповедью, Учением, благодатью, Святой жизнью, мученичеством, любовью и терпением и т.д.) и распространением "христианства" Константином, Владимиром, Ольгой и прочими государственными деятелями - огнем, мечом, политикой, насилием, законами, принуждением и т.д.  - это надо действительно постараться. Нет ничего удивительного, что так верят и доныне:

4
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью