Пётр Потапов
январь 2018.
6675

Буддизм - это религия или скорее философия ?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
7
7 ответов
Поделиться

Для начала приведу отрывок из книги Юваля Харари "Sapiens. Краткая история человечества", чтобы понять, что есть религия:

Религия — это система человеческих норм и ценностей, основанная на вере в высший, сверхчеловеческий порядок. Подчеркнем два существенных момента.

  1. Религия предполагает сверхчеловеческий порядок, который устанавливается не прихотью и даже не общечеловеческим согласием. Футбол — не религия. Хотя в нем есть правила, ритуалы, забавные суеверия, но всем известно, что люди сами изобрели футбол, а ФИФА может в любой момент принять решение расширить ворота или изменить правила офсайда.

  2. На основании этого высшего, надчеловеческого порядка религия устанавливает безусловные ценности и нормы. На Западе и по сей день многие верят в привидения, фей и перевоплощение, но из этих суеверий не проистекают никакие правила морали и поведения, а значит, они не складываются в религию.

На деле не все религии реализуют свой потенциал и укрепляют легитимность социальных и политических укладов. Чтобы объединить под своей эгидой большие территории с неоднородным населением, религия должна соответствовать еще двум критериям. Во-первых, она должна предлагать универсальный сверхчеловеческий порядок, истинный для всех и всегда. Во-вторых, она должна стремиться сообщить свои истины каждому. Иными словами, объединяющая религия должна быть универсальной и миссионерской.

Самые известные в мире религии — такие, как христианство, ислам и буддизм, — сочетают признаки универсальности и миссионерства. В результате люди склонны думать, что таковы все религии, но на самом деле большинство древних верований были эксклюзивны и локальны. Люди почитали местных богов и не ставили себе целью обратить весь род человеческий. Насколько нам известно, универсальные миссионерские религии начали появляться только на рубеже нашей эры. Возникновение универсальных религий — одна из крупнейших революций и ключевой — наряду с деньгами и империями — фактор объединения человечества.

Итак. Религия должна обладать сводом правил, основанных на вере в сверхчеловеческую силу. Что из этого есть у буддизма?

(Буду писать упрощённо)

Четыре благородные истины (Жизнь - страдание, Причина страдания - стремления, Страдания можно прекратить, Восьмеричный путь - способ избавления от страданий), Три качества жизни (все в жизни непостоянно, потому не бывает ничего целостностного, и это вызывает страдание, а отсутствие постоянства и целостности ведёт к отсутствию сущностей, которые можно считать уникальными и постоянными, как например душа в христианстве) и Сансара - цикл перерождений основанный на неспособности к избавлению от страданий. Это - надчеловеческий порядок.

Уже упомянутый мной Восьмеричный путь также является и сводом правил, кои необходимо выполнять для достижения ниббаны (нирваны).

Следовательно, буддизм обладает необходимыми характеристиками религии - наличием сверхчеловеческой силы, которая обуславливает поведение, и основанные на ней правила (для достижения личной выгоды - в данном случае, для избавления от страданий).

И это не считая того, что в буддистских писаниях упоминаются также боги, духи и тд как элементы реальности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что буддизм является религией.

Сергей Геворкянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
-7

Сансара - цикл перерождений основанный на неспособности к избавлению от страданий. Это - надчеловеческий порядок.

Следовательно, буддизм обладает необходимыми характеристиками религии - наличием сверхчеловеческой силы, которая обуславливает поведение, и основанные на ней правила (для достижения личной выгоды - в данном случае, для избавления от страданий).

Вы неверно понимаете важные основы буддийской традиции. В буддизме нет ничего выше и сильнее живого ума. Именно состояние ума определяет: в сансаре человек или свободен от неё. В каждом существе есть потенциал раскрытия свободы ума. Нет никакой обуславливающей поведение силы, кроме движения ума. Когда ум привязывается к материальным вещам — это не потому, что эти вещи обладают какой-то силой, а потому что ум в неподходящий момент выбрал связь с этими вещами. Буддийская практика — это работа над собой.

+9
Ответить

Андрей, не вижу противоречия между моими и вашими словами. Базовый постулат буддизма: стремления порождают страдания. Это закон, я которому подчиняется все и вся.

Эти стремления связаны с санкарами - волевыми усилиями, кои могут быть благими или дурными. Для просветления уму необходимо избавиться от дурных, дабы выйти из цикла перерождений. Для этого и есть Восьмеричный путь - свод правил.

Высшей же силой, которой подчиняется даже ум, является закон причинно-следственных связей, о котором я писал выше.

0
Ответить

Закон причинно-следственных связей — это позиция мышления. Когда ум находится в этой позиции, он подчиняется этому закону. Когда ум свободен от такой позиции мышления, не привязан к ней, он свободен от каких-либо законов. Поэтому мир не абсолютно детерминирован. Есть материальный мир, мир причин-следствий. Есть ум, который может встроиться, как обусловленная часть материального мира, а может освободиться от него.

+2
Ответить
Ещё 1 комментарий

Сами буддисты говорят, что это философия...

0
Ответить
Прокомментировать

Буддизм — это нетеистическое религиозное учение. Буддизм условно объединяет множество школ, очень сильно различающихся во мнениях по вопросам веры и устройства мира. Учение существует около 2500 лет и за это время было развёрнуто и прокомментировано многими людьми.

В буддизме нет веры в бога-творца, бога, как неизменную постоянную личность. Буддизм впитал в себя разные идеи из других религий: джайнизма, вайшнавизма, брахманизма, ламаизма, бон, что отразилось в различиях практик и традиций разных школ. Поэтому нельзя сказать, что буддизм — это единая религия или единая философия. Это понятие обобщающее совсем разные религии и философские традиции. Общими для всех школ идеями являются три основы: Будда, дхарма и сангха. Будда — это не божество, а уважаемый человек, раскрывший потенциал свободы ума. Будда поделился с другими людьми способом освобождения ума, что стало основой учения: дхармы. Дхарма долгое время передавалась от учителя к ученику через устное пересказывание, текстов не было, пока позже не составили палийский канон — признаваемую большинством школ письменную основу учения. Будда собрал общину людей-учеников, сангху. Будда не раз обращал внимание на важность сангхи для правильной практики.

В буддизме есть вера. Вера в свободный ум. В некоторых (но не во всех) школах есть вера в бесконечность ума и его перевоплощения в разных формах. В буддизме есть учение — дхарма. В буддизме есть община — сангха. Поэтому можно считать буддизм религией. В буддийском учении есть много представлений о принципах реальности, поэтому его можно считать философией. Но главное в буддизме — это возможность использовать эти учения для освобождения от своих проблем.

9
0
Прокомментировать

Буддизм не является чем-то однородным.
Существует буддизм - религия (и верующих буддистов где-то около миллиарда на нашей планете), но при этом существует и буддизм - философия.
И, что характерно, они друг другу не противоречат, поэтом один и тот же человек может быть и верующим буддистом, и буддистом-философом. А может и не быть.
В природе встречаются граждане, которые будучи буддистами-философами не являются буддистами-верующими.

4
0
Прокомментировать

Смотря что в имеете ввиду, говоря это слово.

  1. Есть метод, учение Готамы, в целом оно о комплексной работе над собой: мыслью,  целями, поведением. Это достаточно проверенные работающие методики.  То, что называется "восьмиполосной дорогой":  
    совершенствование взглядов, мотивации, формулировок, поступков, образа жизни, усилий, внимания и  самообладания. В этом направлении никакой "изм" невозможен, поскольку учение предполагает свои действия и свое отношение к жизни. Учение не требует "вступления в религию" или "отказа от вашей религии". Оно предлагает помощь в вашем стремлении к осознанности, правде и освобождению от плохого. А конкретный учитель или центр, как музыкальная школа, могут потребовать выполнения определенных условий (ну, не пить водку на уроке фортепиано) 

  2. Есть буддизм, как традиция, сложившаяся на исторической основе, не религия, но движение, люди, идентифицирующие себя как последователи будды, всерьез развивающие учение и методики строго в рамках заданного дискурса. Именно они по большей части развили "философию" и все известные формальные направления. Мы не знаем, насколько это соответствует видению самого будды, но вот есть же верные ученики у Маркса или Фрейда, развивающиеся строго в рамках заданного ими языка, "марксисты" и "фрейдисты". С другой стороны, "дхарма" - это точно "физика", а не "эйнштейнизм". Дхарма и буддизм - несоразмерные, неравнозначные понятия. Будда учил дхарме, а не буддизму. Буддизм - социальное явления, группа лиц. Но не нам судить людей, это их выбор, и, в любом случае, их выбор - для нас благо, как минимум именно они сохраняли и коллекционировали всю буддийскую литературу первые 400, а то и более лет. Переосмысляли, искали объяснения, искали перессказы, переводили, комментировали. Это огромный труд. И встретить такого настоящего буддиста среди "буддистов" - огромное везение и редкость.

  3. Есть и религия: "антропологический буддизм": нео-буддизм, или народный буддизм, как его называют – картины, статуи, храмы, воскурения, молитвы, кармические ритуалы, атрибутика, иерархии, встроенные в государство + все знакомые популярные образы массовой культуры, сладкие бертолуччи с кремом. Обычно именно это явление называют буддизмом, об этом снимают фильмы и пишут книги, и это является официальными религиями в некоторых странах и интернетах. Но к Готаме оно точно не имеет отношения, к его учению, характеру, желанию. Даже не берусь предположить реакцию Готамы, окажись он здесь, на этот феномен, к которому его имя приплели :). Фактически это смесь брахманизма, индуизма в самом примитивном, детском понимании, греческого философского стоицизма и эротизма, политических влияний и роялистской идеологии, первобытного восточного мистицизма и пост-христианского миссионерства. Это всего-лишь призванный оправдывать страдания и несправедливость компот стереотипов, опиум для социума, прелесть романтическая и привязанность, а не учение будд. Да, это то, что принято называть буддизмом, но это не философия, конечно, и тем более – не практическая психология осознанности и освобождения.

  4. В конце концов, есть настоящая, не-идентифицируемая буддийская культура, где вы не найдете картинок с буддой, лотосами, слов "нирвана-просветление-карма-медитация", но найдете глубокое отражение смысла или ценностей дхармы. Даже не вспомнив про буддизм. Работы постимпрессионистов, феноменология, когнитивистика, осмысленная поэзия - дхарма везде, все пропитано ей последние 200-300 лет, а то и пару тысяч лет.

  5. Есть естественное желание разума быть ясным, быть лучше, быть свободным, быть в мире с собой. Дхарма - в каждом вдохе, в каждом шаге, в каждой встрече с реальностью. И каждый, даже самый замороченный человек, чувствует хоть иногда это настоящее. Когда вдруг спадает невидимый груз, когда очищается взгляд.

Mikhail Seleznevотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать

Ответ на этот вопрос зависит лишь от того, как определить понятия "религия" и "философия" - и, по большому счету, не даст вам никакой информации о самом буддизме. Но в любом случае -  каким бы пониманием "религии" или "философии" ни руководствоваться - стоит понимать, что их противопоставление не всегда имеет смысл: при некоторых определениях окажется, что буддизм является и философией, и религией, а в некоторых случаях - ни тем, ни другим

Эта мысль может показаться странной, но не существует "правильных" определений слов (любой словарь покажет лишь то, как это слово использовалось чаще всего в прошлом, а не то, как это слово должно использоваться). У большинства понятий нет четко определенного объема, границы между ними не являются строгими и ясными. Собственно, на примере буддизма это хорошо видно: для кого-то это скорее религия, для кого-то "жизненная философия", для некоторых людей - ни то, ни другое, а для кого-то еще  - и религия, и философия, и образ жизни.

D Nотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью