Я полагаю, что римский скульптурный портрет, возникший из традиции восковых масок, был жестко привязан к идее портретного сходства, потому логично предположить, что скульпторам была предоставлена возможность увидеть императора и ваять с натуры. В силу того, что императорские портреты достаточно типовые, мы можем также предполагать, что изначальный вариант сразу делался в нескольких копиях, которые затем рассылались для выполнения новых копий. Портрет императора был очень важен с точки зрения идеологии императорской власти: даже в самом дальнем конце Римского мира римский гражданин должен был ощущать присутствие императора, находившегося далеко. Важнейшим средством «присутствия» императора были монеты с его чеканным портретом, но и статуи тоже. Мы знаем, к примеру, что Домициан велел ставить себе свои статуи только из золота и серебра и сам назначал их вес (Suet., Domit., 13, 2; Cass. Dio, Hist. Rom., epit. LXVII, 8, 1)знаем мы и то, что Каракалла, подражавший Александру и считавший себя похожим на него, велел приставлять к его статуям свои головы (Herod., Hist., IV, 8, 1–2; SHA, Caracalla, 2, 1). Я полагаю, что оба императора, столь внимательно относившиеся к вопросам, связанным со своими статуями, следили и за степенью портретного сходства.