The Ecstasy of Saint Teresa by Giuseppe Bazzani
Сергей Бородаков
12 августа 02:37.
1009

Религия – это бред?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
8
6 ответов
Поделиться

Вопрос не настолько абсурдный, как может показаться на первый взгляд.

Согласно определению из последней версии DSM (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), бред – это «убеждение, которое не поддается изменению даже в свете противоречащих ему доказательств». Под это определение хорошо подходят отдельные религиозные убеждения. Некоторые исследователи по этой причине прямо сравнивали бред с религиозными и политическими убеждениями. Например, такой аргумент можно найти в статье Брендона Майера «Anomalous experience in everyday life: its significances for psychopathology». 

Кроме того, существует определенная проблема с тем, чтобы  разграничить религиозный опыт и галлюцинации. В том же Диагностическом руководстве прямо оговаривается, что «в некоторых культурах галлюцинации религиозного содержания, например, когда человек слышит голос Бога, - это нормальная часть религиозного опыта», а не свидетельство психического расстройства. Получается, что нет четких формальных критериев, которые позволяли бы провести различие между человеком, который «слышит голоса», и человеком, который слышит голос Бога, помимо того, что в одном случае его опыт признается сообществом, а в другом – нет. 

Значит ли это, что религиозный опыт – бред и галлюцинации? Нет. Но проблема, как четко разграничить религиозный опыт и бред религиозного содержания (в тех случаях, когда бред представляет собой достаточно систематизированные убеждения), действительно есть. 

Предлагались разные варианты решения этой проблемы. Интересная версия выдвигается в исследовании греческого психолога Eugenie Georgaca, работавшей с пациентами, у которых был бред религиозного содержания. Она описывает пациента, которого преследовали «младшие демоны». На вопрос о том, почему он убежден в существовании «младших демонов», пациент отвечал, что «точно знает» и «точно видел» их. Основное отличие такого пациента от психически здорового человека, который убежден в существовании демонов в силу разделяемой им религиозной картины мира, не в том, во что именно верит тот и другой, а в том, как они представляют свой опыт окружающим. Психически здоровый человек понимает, в каком контексте он разговаривает и с какой аудиторией. Он будет описывать чудо как нечто действительно выходящее за рамки «нормальной» реальности, а свои религиозные убеждения именно как религиозные убеждения. И, конечно, в разговоре с психиатром он вряд ли будет утверждать, что существование демонов очевидно, потому что он это «точно знает». 

Религия учила многих людей не быть животными в те времена, когда никто другой их этому не учил. Религия сыграла колоссальную роль в развитии общества в своё время. И, хоть сейчас человечество стало другим, для многих людей, не имеющих "нравственности внутри себя", религия играет роль как раз нравственного ориентира. А в безнравственном обществе, кто-бы что не говорил, никому из нас жить приятно не будет. 

Называть религию бредом - вот настоящий бред. Даже если предположить, что это всего лишь способ управления массами, тогда, согласитесь, он потрясающе эффективен. А вот "верить или нет?" - это вопрос, на который вы должны ответить себе сами.

Нет, это попытка справиться с четырьмя экзистенциальными проблемами, которые есть у любого человека. Я уже подробно об этом писала, но не могу найти ответ через поиск.

Вкратце:
У людей есть 4 экзистенциальные проблемы: смертность, бессмысленность, одиночество и ответственность. С ними справляются кто как может. И весьма большая часть людей справляется с ними при помощи религии (или чего-то аналогичного).

1) Смертность. Если бы люди не умирали и не боялись умирать, то религия им была бы не нужна. Но с осознанием собственной неизбежной смерти очень трудно справиться, поэтому приходится придумывать загробный мир, вечную жизнь души. Религия говорит "ты не умрешь, ты будешь жить вечно, но в другом виде". Заманчиво, не правда ли?

2) Бессмысленность. Если бы люди не задумывались о смысле жизни, никто не придумывал бы религиозных ритуалов, не было бы такого понятия как "служение Богу". Людям нужно придумывать оправдание своей бессмысленной жизни, и нередко этой целью становится некое "служение Богу". Выглядит достойнее, чем подметание улиц, не правда ли?

3) Одиночество. Если бы людям не было страшно и тревожно осознавать свое одиночество, не нужен был бы Бог, который "всегда с тобой".

4) Ответственность. За наши поступки мы несем ответственность. Не несем разве что в раннем детстве. Если бы мы все действовали как запрограммированные машины, и не имели бы выбора что делать - религия не имела бы смысла. Но каждый сам решает - строить или разрушать, дарить или воровать, помогать или убивать. И тут религия помогает с одной, стороны, облегчить бремя ответственности ("на все воля Божья"), с другой - регулировать поведение людей, чтобы они не поубивали друг друга (для этого созданы концепты "греха", "рая", "ада").

Ну и не забываем об организаторской, административной, сплачивающей функции религии. Если вы когда-нибудь близко общались с религиозными людьми, то знаете, что их религиозная "тусовка" выполняет такую же функцию, что и соцсети, ночные клубы, спортзалы, лавочки у подъезда. Людям нужно где-то собираться и трындеть. Нужно знакомиться, обмениваться рецептами, присматривать себе женихов и невест, выгуливать платья. Разные люди находят для этого разные способы. Религия - один из таких способов.

Показать ещё 3 ответа
Ответить