Анастасия ?
декабрь 2017.
315

Какова была история развития латыни в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Латинский язык пришел в русскую культуру сравнительно поздно, так как все-таки в культурном смысле Средневековая Русь сильнее зависела от Византии. Впрочем, Владимир Мономах упоминает, что его отец, Всеволод Ярославич, знал пять языков (дома сѣдя, изумѣяше 5 языкъ), среди которых мог быть и латинский (хотя это небезусловно). Латинский, как язык дипломатии, должен был быть в каком-то объеме известен дипломатам. Характерным памятником является надпись на латинском языке в честь Ивана III со Спасской башни Московского Кремля. Мы можем предполагать некоторый рост интереса к латинскому языку в XVI веке, так как это время правления Иоанна Грозного, известного своим образованием и эрудицией, а также время Ливонской войны, в ходе которой Россия столкнулась с Речью Посполитой, где латынь использовалась широко, в том числе и в официальном пространстве. Однако широкий интерес к латинскому языку проявляется лишь в конце XVII столетия, когда при дворе Алексея Михайловича выходцев из Великого княжества Литовского, из которых наиболее известным был Симеон Полоцкий, ставший наставником царских детей. Известно, что латинским владел наследник Алексея Михайловича, Феодор Алексеевич (1676–1682). В его правление был подготовлен проект устройства высшего учебного заведения, которое было открыто в 1687 году и получило название Славяно-греко-латинской академии. Курс обучения в этом учреждении подразумевал изучение латинского языка. В XVIII столетии латинский язык оказывается достаточно прочно включен в систему образования; сильны его позиции в науке (характерно, что ряд трактатов М.В. Ломоносова написан на латинском). Вплоть до начала XX века знание латинского языка было непременным условием полного и широкого образования. Можно вспомнить Евгения Онегина, который «знал довольно по-латыне, / чтоб эпиграфы разбирать, / потолковать об Ювенале, / в конце письма поставить vale...». В XX веке место латинского языка в образовании становится менее заметным; он изучается естественниками и юристами, филологами, а также историками определенного профиля (которые изучают источники, на нем написанные). Вместе с тем, сейчас все больше говорят о необходимости возвращения латинского в образовательный круг, так как этот язык имеет колоссальное культурное значение. Об этом я уже писал здесь. Советую также к прочтению интервью с выдающимся антиковедом и знатоком классических языков А.В. Подосиновым, который немало сделал для популяризации латинского и вообще науки о классической древности.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0
Прокомментировать
Ответить