Что изменилось в отношениях России и США в правлении Трампа?

Ответить
Ответить
Комментировать
6
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Отношения ухудшились, продолжают ухудшаться и перспективы их нормализации пока не видно.

С избранием Трампа в Москве пили шампанское, рассчитывали на скорую отмену санкций, полагали, что "проскочили" со своей стратегией - сохранить свою политику и изменить стратегию США. Не получилось - потому, что в США политику (любую, не только внешнюю) определяет система в широком смысле,  институты, чего в Москве почему-то не знали.

В политическом плане одним из самых важных показателей уровня двусторонних отношений является обмен визитами и встречи между главами государств и министрами иностранных дел. За минувший год состоялся всего только один визит министра Лаврова в Вашингтон в мае 2017, да и тот прошёл скандально.

Все остальные контакты свелись к телефонным переговорам и паре встреч "на полях" международных форумов - это когда в буквальном смысле садились на диван в коридоре или в ближайшей комнате и перебрасывались несколькими фразами. Правда, один раз на международном обеде Трамп подсел к Путину и оба о чём-то долго разговаривали, но нет никаких следов того, что обсуждали нечто существенное. К тому же Трамп просто не в состоянии без помощников и ориентировок долго беседовать на темы мировой политики. То есть общение на высшем уровне стало спонтаннным, суетливым и вымученным. Видно, что с российской стороны прилагается максимум усилий создать видимость интенсивного диалога, но его нет.

Все эти телефонные контакты и встречи "на полях" обычно хорошо дополняют основной объём политического диалога, а здесь, на безрыбьи, этой формой пытаются прикрыть отсутствие содержания.

Объём санкций нарастал при Трампе и будет расширяться и дальше по мере углубления созданных противоречий.

В первой половине года завернулась спираль сокращений дипсостава в соответствующих посольствах и консульствах, ограничение прав пользования дипсобственностью.

Правда, по состоянию на III кв. 2017 на 15% выросла двустороння торговля, но это, скорее всего, связано с курсовыми колебаниями. В 2016 объём торговли составил $20,3 млрд, что всё равно очень мало (с Китаем у США торговля в 2016 достигла $648,2 млрд).

Продолжаются какие-то обмены в области культуры, но это практически и всё.

Политический диалог отсутствует потому, что Вашингтону нечего обсуждать с Москвой - Россия из недавнего партнёра США в решении международных проблем теперь сама превратилась в одну из главных таких проблем (Крым, Восточная Украина, Сирия, вмешательство во внутренние дела США и их союзников, кибератаки и взломы, нарушение Договора по РСМД). 

Вашингтон ждёт от Москвы выполнения Минских соглашений, решения по Крыму, прекращения пропагандистского вмешательства в предвыборные кампании, сохранения разоруженческих договоров. По всем этим вопросам обсуждать нечего - нужны конкретные шаги, дела.

Хуже того, в только что опубликованной Стратегии национальной безопасности (её готовит каждая новая администрация) Россия наравне с Китаем, КНДР и Ираном названа практически врагом США, "ревизионистским государством" - таким, которое силовыми методами пытается пересмотреть сложившуюся архитектуру международных отношений.

Вот что, в частности, говорится в этой Стратегии: "Китай и Россия бросают вызов силе, влиянию и интересам Америки в попытках размыть американскую безопасность и процветание... (Они) стремятся сделать экономику менее свободной и справедливой, нарастить вооружённые силы, а также контролировать информацию и данные в целях угнетения своих обществ и расширения своего влияния".

С точки зрения оценки перспектив развития отношений между Россией и США возникает два противоположных по смыслу вопроса:

1) Может быть, РФ не менять свою нынешнюю политику в отношении США и, не доводя дело до открытого вооружённого конфликта, сохранить нынешний уровень конфронтации в попытке заставить изменить отношение США к РФ?

Ответ: сохранение нынешней политики приведёт к дальнейшему обострению двусторонней конфронтации с гонкой вооружений - повторению сценария "холодной войны", окончившегося развалом СССР.

Необходимо учитывать и следующее:

Во-1-ых, с российской стороны никогда чётко не формулировался набор требований к США - в чём они должны изменить свою политику в отношении РФ за исключением расплывчатого "учитывать наши интересы". Вашингтон, как было показано выше, такие чёткие требования к Москве предъявил. Отсутствие чётко сформулированных требований, реальной двусторонней "повестки" лишает контакты и переговоры продуктивной основы - как противоположной стороне понять, что она конкретно должна изменить? Например, в 2015 уже испорченные двусторонние отношения дополнительно осложнила сирийская тема, которая сейчас отошла на второй план, потеряла остроту, но отношения ухудшила. Хотя постоянных, принципиальных противоречий между двумя странами не существует, как это было в советское время, когда они носили идеологический характер, тем не менее, вместо них регулярно искусственно создаются новые "бегающие мишени", выдаваемые за реальные проблемы.

На практике российские интересы на протяжении последних нескольких лет проявились в попытках восстановить Ялтинскую систему раздела Европы и мира на сферы влияния, территориальном расширении, поддержке диктаторских режимов, попытках за счёт пропаганды влиять на результаты выборов в других странах, выйти из договоров по разоружению. Однако Москва в таком виде свои пожелания не озвучивает, а реализует их как скрытую повестку. Такой подход противоречит интересам США и их союзников и будет встречать с их стороны активное противодействие.

Во-2-ых, в этом противостоянии силы слишком неравны с экономической и военной точки зрения: ВВП США $19 трлн (с НАТО $36 трлн) - РФ $1,3 трлн; военные расходы США $700 млрд (с НАТО $1 трлн) - РФ $48 млрд. Иными словами, только военные расходы стран Запада сопоставимы со всем российским ВВП, при этом Запад имеет финансово-экономические возможности эти расходы увеличить (с нынешних 2-3% ВВП до хотя бы 3-4%), в то время как российские военные расходы достигли своего предела (4% ВВП) и в числе других факторов уже тормозят экономическое развитие страны.

2) Каким может быть сценарий вывода российско-американских отношений из конфронтации и возвращения к партнёрству?

Ответ: разрешение в отношениях с Украиной всего комплекса проблем позволит снять основной объём санкций, что создаст к тому же условия для восстановления активного экономического роста в самой России. Необходимо также остаться в рамках действующих разоруженческих договоров - выход из них сопряжён с неприемлемым для российской экономики ростом бремени военных расходов, раскручиванием гонки вооружений.

Представляя Стратегию, Трамп в своём выступлении сказал, в частности, очень верные слова: "Страна, не готовая обеспечить процветание у себя дома, не в состоянии защитить свои интересы за рубежом".

В отличие от США Россия терпит большой и возрастающий финансово-экономический ущерб от ухудшения отношений с Америкой.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
52
-7
Прокомментировать
Ответить