ANTHONY DELANOIX
ウサギ の白
декабрь 2017.
252

Почему у Франции такая классная культура? Связано ли это с экономикой, политикой или менталитетом страны?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Факторов, как Вы понимаете, очень много. Современная Франция является результатом многовекового нациестроительства и приобретения и включения  исторических провинций и заморских колоний в ее географическую и политическую структуру. Эти регионы развивались со своими специфическими культурными и лингвистическими традициями и особенностями в моде, религиозных обрядах, региональных языках и акцентах, структуре семьи, кухни, отдыха, промышленности и и т. д. Кстати, стремление к чистоте литературного языка установлено Французской академией как официальный стандарт. Хотя, конечно, он не является обязательным: им пренебрегают иногда даже некоторые политики.

Эволюции французского государства и культуры от эпохи Возрождения до наших дней способствовала централизация политики, СМИ и культурной продукции в Париже и вокруг него (и, в меньшей степени, вокруг других крупных городских центров), а индустриализация страны в XX веке привела к массовому перемещению французских людей из сельской местности в городские районы. В конце XIX века около 50% французов зависели от земледелия, обеспечивая землёй свое проживание; сегодня французские фермеры составляют лишь 6-7%, а 73% живут в городах. Французская литература девятнадцатого века изобилует сценами провинциальной молодежи, «приближающейся» к Парижу, чтобы попробовать устроить свою жизнь в культурной, политической или социальной среде столицы (эта схема часто встречается в романах Бальзака). Политика, принятая Французской Третьей Республикой, также поощряла это перемещение посредством обязательной военной службы, централизованной национальной системы образования и подавления региональных языков.

Французское государство традиционно играло важную роль в поощрении и поддержке культуры посредством образовательной, лингвистической, культурной и экономической политики правительства и посредством поощрения национальной идентичности. Из-за близости этих отношений, культурные изменения во Франции часто связаны с политическими событиями.

Отношения между французским государством и культурой довольно длительные. Под руководством Людовика XIII независимая Французская академия находилась под государственным надзором и стала официальным органом контроля над французским языком и литературой семнадцатого века. Во время правления Людовика XIV под королевским контролем оказались текстильная и фарфоровая индустрии, а архитектура, мебель, мода и этикет королевского двора стали выдающейся моделью благородной культуры во Франции (и, в значительной степени, во всей Европе) во второй половине семнадцатого века.

Временами французская государственная политика стремилась объединить страну вокруг определенных культурных норм, в то время как в других случаях они способствовали региональным различиям в гетерогенной французской идентичности. Можно привести пример периода Французской Третьей Республики, которая боролась с регионализмами (включая региональные языки), поддерживала антиклерикализм и строгое отделение церкви от государства (включая образование),а так же активно пропагандировал национальную идентичность, и таким образом (как выразился историк Эвжен Вебер) «страна крестьян стала нацией французов». С другой стороны, режим Виши способствовал региональным «народным» традициям.

Культурная политика нынешней Франции разнообразна, но существует консенсус вокруг необходимости сохранения французских регионализмов (таких как еда и язык), если они не подрывают национальную идентичность. Между тем, французское государство остается амбивалентным по поводу интеграции во «французскую» культуру традиций из иностранных культур, особенно американской (фильмы, музыка, мода, фаст-фуд, язык и т. д.). Существует также определенный страх перед утратой французской идентичности и культуры в европейской системе и перед американской «культурной гегемонией».

9
-1
Прокомментировать
Ответить