Gent Regger
декабрь 2017.
1419

Если в СССР «боролись с буржуазией», почему тогда был создан советский джаз?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться

Что вы, Gent, ну какая буржуазия?) Джаз - это музыка несчастных обездоленных угнетаемых негров. А значит, пролетариата. После изнурённого труда, они собирались возле своих жалких лачуг и картонных коробок, чтобы вложить в свои мотивы весь гнев, и желание сбросить яромо нещадных эксплуататоров. Уже потом коварные хозяева похитили у них музыку, для того чтобы предаваться под неё своему растлевающему праздному отдыху. - Во всяком случае, когда в 1920-30-е годы начинался разбор  полётов, можно было привести такую отмазу; если кода-нибудь смотрели фильм "Мы из джаза", там это есть. 

Вообще, джаз проник во времена ещё не столь муторные - в 1920-е годы. Тогда было множество частных развлектельных заведений, подвальчиков, варьете, где отдыхали прежде всего богатые нэпманы, но также, в общем-то и все остальные, кроме очень сознательных комсомольцев и ответственных партийных. И пока НЭП не трогали, не трогали и заведения. А концу эпохи музычка уже как следует прижилась.

Тут стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. США, в общем-то не были таким антагонистом СССР, как после WWII. А скорее даже в чём-то дружественная страна, поставлявшая массово технику и специалистов. Так что и воевать со всем американским не было нужды. Вообще, в 1930-е советский казённый патриотизм ещё только формировался, и позволял в себя вбирать разные стили.

В первой половине вышеуказанного десятилетия, в условиях, когда значительные территории голодали, а кто из простых людей не голодал, то, всё одно, жил в нищете, неустроенности и серости, решили, что нужны такому народу хоть какие-то развлечения. Смешать пафосные видео Г.Александрова с популярной в народе музыкой, и незаметно подмешать чутка идеологии - profit!

IMHO, утёсовский джаз-банд, да и весь советский джаз 1930-х вполне можно сравнить с ВИА второй половины века, где под модные ритмы и оранжировку играли вполне идеологически выверенную безобидную музыку. Впрочем, Утёсову вообще можно было чуть больше, так как он пользовался популярностью уже давно, а ещё пользовался определённым расположением Самого. После войны, заметим, у него уже пошли несколько другие темы. 

Да, само слово "джаз" не так уж часто было в ходу. Это помогало обходить острые углы.

После войны:

1) Америка уже стала врагом №1. И иже с нею почти весь Запад.

2) Ставка была сделана, в некотором роде, на национализм, и народные традиции (люто перемешанные с идеологией). Идеальный вариант песни - под околонародную музыку (с балаалйками и гармошками) но с добавлением инструментала, исполнялась пафосная, песвдонародная песня о любви к Родине, партии и вождю. Или же приветствовались пластинки из бабушкиных сундуков. Впрочем, даже к танго относились с подозрением.

3) Тот джаз, под который отрывались стиляги, был мало похож на то, что исполнял утёсовский ансамбль. Собственно, и за океаном такие варианты джаза некотрое время были неприемлимыми для мейнстрима. Постараюсь пояснить: то, что происходить среди афроамериканцев, белых не особо волновало. Для "цветных" была своя музыка, часто гораздо более раскрепощённая, чем та, что была дозволена белым. Для них снимались свои фильмы, где аппетитные мулатки выделывали под резвую музычку такие раскрепощённые движения, что у белых пуритан могли вызвать шок.Т.е., вообще своя атмосфера. Но белая молодёжь постепенно перенимала эту атмосферу. Прежде всего, хипстеры. И это же позже перешло к нашим стилягам. Стиляги думали, что они выглядят как среднестатистические рандомные американцы, но в реальности походили на выпендрёжные субкультуры, которые существовали во многих странах в смежные промежутки времени (про это у меня был отдельный ответ, см. "Стиляги"). 

23
0

Коли так, почему тогда в СССР в одно время считалось что джаз это буржуазия, и по этой же причине на него был табу?

-1
Ответить

Реальное табу было где-то во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х. А "буржуазия" - вообще абстрактный термин, обозначавший однозначного чужеродного врага, поэтому использовали его по поводу и без повода. Я уже, в общем-то, объяснил, и в комментах хорошо обрисовали. После войны Америка стала абсолютным врагом + новые ритмы джаза были не воспринимаемы уже зацементировавшимися советскими мещанством и идеологией; ну и на всякий другой джаз тоже пошли гонения, ибо не в фаворе.

+3
Ответить

Все-таки лояльность к джазу скорее можно объяснит популярностью афроамерканцев в СССР . Тогда витала идея всемирного интернационала и Мартин Лютер Кинг, несмотря на хрисианизацию своих идей очень этому способствал. В СССР готовы были сопреживать и поддерживать любые идеи сопротиления "белому буржуазному" строю , а он как раз боролся с Вашигтоном, а джаз - это музыка Афро-американских поселений в Новом Орлеане изначально и в конце 19-ого  века . Просто век джаза наступил с 1920г. ориетировочно. Но в России больше тогда тяготели к Европейской музыке, если она не отвечала вкусам рабочего класса. А с середины 20-ого века, а точнее в 60-х годах, именно с распрстранением идей Мартина лютера Кинга джаз в СССР стал практически легальным. Хотя ходила поговорка "Тот кто сегодня любит джаз, тот завтра Родину продаст" такие были отношения во время холодной войны. Стиляги - это несколько другое и по музыке и по стилю.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Оксана, ну вы ж сами пишите, что Мартин Лютер Кинг действовал в 1960-е. А тут джаз, пусть он и стал легальным, вышел из моды. Вот как раз в это время в Советский Союз проникает Рок-н-ролл, чтобы обосноваться хорошо и плотно. И ещё поспорю насчёт популярность джаза через Мартина Лютера Кинга. Вот Луи Армстронг и исполнять музыку умел, и СССР симпатизировал, и даже священником не был.

+3
Ответить
Прокомментировать

Я все таки добавлю к первому ответу. Идеологическая парадигма СССР сменилась на рубеже 20-30 гг. 20- ые - это гражданская война, выхолащивание контрреволюции, бедность, борьба с внешними врагами строя: нэпманы, кулаки и огромный разрыв между богатыми и беднотой. В этот период можно было послушать джаз в союзе, но это был признак разврата. Вот в 30-ые, советское правительство объявило, что с последствиями гр.войны покончено и жизнь стала сытой и благополучной. Все"постыдные" развлечения 20-ых стали признаком благополучной жизни 30-ых: и рестораны, и танцы, и джаз.

Полина Ткаченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0
Прокомментировать

«Советский джаз» родился не сразу . Его сначала запрещали , как чуждую и буржуазную забаву . Вспомните фильм «Мы из джаза». И Леонид Утесов тоже подвергался гонениям, ему не давали выступать на больших сценах, не крутили по радио. Но джаз все же был, и для его продвижения сочувствующие ему идеологи вспомнили, что джаз - музыка чёрных . А поскольку негры были бедные и угнетаемые, джаз получил право на существование. Однако стать полноправным участником советского шоу-бизнеса ему все равно не удалось. Настоящий классический джаз всегда был немного в андеграунде. Его вытеснили большие эстрадно-симфонические оркестры. Но сейчас джаз - скорее музыка для избранных. Как опера примерно. Всегда все побеждает попса.

3
0
Прокомментировать

Лёха Мудрый все толково разъяснил, спасибо ему.
Что — либо дополнять — только портить.

хххххххх ххххххххх хххххххххх хххххххххх хххххххххх ххххххххххх 

3
0
Прокомментировать

Советский джаз-очень специфическая вещь.
Есть ранняя Утесовская самобытная волна(с большим влиянием еврейского одесского фольклора) тех времен когда ЕЩЁ было можно-и авангардная атональная заумь когда УЖЕ стало можно.А того,что посередине-того,что самое вкусное-почти нет.Постулат"джаз-музыка угнетенных" сменился на Горьковское "джаз-музыка толстых" уже в 1928 голу-через шесть лет после появления советского джаза.А к сорок восьмому и вовсе запретили в рамках кампании по борьбе с формализмом в музыке.(сегодня он танцует джаз-а завтра родину продаст).После Фестиваля молодежи 57 года он проник,но "из под полы".
Из-за этого.кстати.в России джаз плохо и воспринимается.Ассоциируется у многих с той самой заумью.

1
0
Прокомментировать
Ответить