Здравствуйте! Чем отличается понимание "пустоты" в Тхераваде и в Махаяне. Посыл у них один: вещи не такие, как нам кажутся. В этом они едины. А отличие?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

я не специалист по пониманию пустоты в махаяне. Вам лучше обратиться к кому-либо из тибетских буддистов, либо сходить в Петербургский Дацан на лекцию настоятеля. Либо адресовать вопрос к кому-либо из присутствующих на данном ресурсе последователей махаяны.

Топпер Панньяавудхоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Прежде всего, нас с Вами должно  интересовать именно то значение слова "пустота",  которое  этому слову придавал сам Будда, только тот смысл, который вкладывал сам Татхагата.

 -  пали: suñña(ta)   -   (1) пустой,  т.е.   ничем не заполненный
(2) пустующий,  необитаемый  или (3) лишенный  (чего-либо)


Таким  образом,  согласно  Дхамме Будды,  абсолютно  все без исключения  явления и элементы   мирского  опыта   (т.е.   опыта   кроме  Ниббаны):  

◆ дуккха  - пусты от счастья и блаженства,  неудовлетворительны, не приносят покоя
◆ санкхата  - все вещи и все явления (мысли, чувства, эмоции) обусловлены, пусты от  независимости, лишены самодостаточности
◆ асубха  -  отвратительны, пусты от привлекательности, лишены подлинной красоты

◆ аничча  -  все вещи и все явления пусты от постоянства, изменчивы и мимолетны
◆ анатта  -  пусты от «я», лишены принадлежности какой-либо личности, никому не  принадлежат в абсолютном смысле
◆ адинава  -  несовершенны, всегда содержат изъяны и недостатки,  небезупречны


Санкхата  -  это все конструированные явления в целом (saṅkhata),  -  
в противоположность Неконструированному (asaṅkhata),  Ниббане.  

Все вещи пусты от своей собственной независимой сущности, субстанции, самости,  и, таким образом, -  все вещи причинно обусловлены,  они существуют лишь благодаря чему-либо иному, по какой-либо причине.  любой феномен мира существует только благодаря наличию другого феномена, и эта бесконечно сложная паутина охватывает всё прошлое, настоящее и будущее. 

Всё во вселенной взаимосвязано паутиной причин и следствий таким образом, что и целое и части этого целого зависят друг от друга. Характер и состояние какого-либо феномена в каждый миг времени связаны с характером и состоянием других феноменов, даже если внешне кажется, что никакой связи между ними нет. 

Поскольку в вещах нет неизменной сущности, они являются "пустыми".  Мудрецы, которые видят все вещи в их истинном свете, обретают глубокую мудрость и отбрасывают привязанность и жажду к вещам, к миру, к существованию,  - и так становятся буддами и архатами.

.....  или иными словами,  -  возвращая Пустоте её изначальный смысл:
пусты  -  это значит лишены того-то, того-то  и  того-то.  Не имеют этого.
Без этого. Этого нет. Пустота = Взаимообусловленное Существование.

....

Олег @NiMa Шашковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать
Ответить