Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

До начала Второй мировой войны Гитлер привёл Германию к упадку или процветанию?

ОбществоОбразование+3
Лёша Колодезный
  · 7,2 K
Младший дворник Лозинского гетто  · 13 дек 2017

Когда задают подобные вашему вопросы, и когда отвечают на них, всегда имеют в виду только экономику. Но благосостояние народа вовсе не исчерпывается одним только повышением уровня жизни и увеличением промышленного производства - ему должно соответствовать политическое, общественное, духовное развитие нации. На наших глазах был очень наглядный пример этому - если бы развитие и процветание страны было обусловлено только экономикой, десятки тысяч людей (в основном платежеспособные, активные люди, благосостояние которых повысилось за последнее десятилетие) просто не вышли бы на московские улицы в 2011 году. Это в полной мере касается довоенной гитлеровской Германии - да, режим добился весьма заметных успехов в экономике, но при этом происходила коррупция и деградация политических и социальных институтов, искусства, религии и науки. Да и экономическая ситуация, надо сказать, была далека от того, чтобы петь дифирамбы Гитлеру, как это сделали предыдущие комментаторы.

Итак, какова была цена экономического успеха гитлеровского режима, и какие проблемы стояли перед ним? Во-первых, Гитлер был дилетантом во всем, кроме политики - был он дилетантом и в экономике. Но первую половину своего правления он был гораздо более гибким, чем во вторую, поэтому он охотно доверял работу профессионалам, а в его распоряжении они были - это и Яльмар Шахт, и Вальтер Функ, и "капитаны" немецкой промышленности. Кроме того, положительную роль сыграл его политический опыт - он охотно (в то время) шел на риск в политике, и программу строительства объектов инфраструктуры, финансируемую за счет дефицита бюджета, которая начала применяться в ограниченных объемах еще при республиканских правительственных кабинетах, многократно расширили. Т.е., если быть справедливыми, автобаны - не гитлеровское изобретение, но он придал мощный импульс их строительству. Благодаря множеству самых разнообразных мер, помноженных на политический капитал и волю нового главы правительства, а затем и государства, Германия довольно быстро достигла впечатляющего прогресса в экономике, подняв уровень экономического благосостояния своих граждан до высоты, немыслимой в начале 1930-х. Но за этим словесным фасадом - сложности, с которыми в нарастающем объеме сталкивалась Германия.

Во-первых, нарастал дисбаланс промышленного производства. Несмотря на высокие темпы роста промышленности, развитие прежде всего получали предприятия оборонного комплекса и связанных с ней отраслей тяжелой промышленности. Казалось бы, это должно было стать драйвером роста для всей экономики, но не стало - во всяком случае, не в должной степени. Дело в том, что ресурсов на одновременное развитие гражданской тяжелой индустрии и военной промышленности не хватало - показательным было строительство завода Volkswagen в Вольфсбурге: средства на него собирали... с самих рабочих - они должны были отчислять часть зарплаты в качестве рассрочки за покупку автомобиля, которые должны были строиться на этом заводе. Но как только он был введен в строй, он стал работать исключительно на нужды вермахта. Т.е. фактически государство ограбило своих граждан. Но мало этого - ресурсов и мощностей военной промышленности, несмотря на все усилия режима, не хватало для обеспечения все возраставших в объеме и перечне номенклатур потребностей армии, авиации и флота, не хватало ресурсов на выполнение экспортных контрактов (недавно созданный вермахт буквально метлой выметал то, что производили немецкие заводы для иностранных заказчиков). Кроме того, не хватало рабочей силы, причем помимо объективных причин правительство само "позаботилось" об этом - загнав в разные принудительные трудовые организации людей и обязав граждан работать, оно само себя лишило резерва трудовых ресурсов (именно поэтому слишком маленькая безработица вредна для экономики - сбалансированная безработица представляет собой необходимый рынку резерв рабочей силы). Не хватало источников валютных поступлений - Германии на самом деле мало что было предложить мировому рынку (а то, что она могла предложить, было востребовано внутренним рынком), а дефицитная валюта необходима была для развития той же военной промышленности, для чего был разработан такой интересный инструмент, как векселя MeFo (4%-e векселя некоего общества, которым правительство рассчитывалось за военные поставки с предприятиями, и которые не учитывались на балансе рейхсбанка). И еще одной проблемой, причем все усиливавшейся, бессилие перед которой фактически признали и сам Гитлер, и глава его полиции Гиммлер, была коррупция, достигавшая астрономических масштабов. И главными коррупционерами были представители правящей партии. Причем Гитлер сам признавал право своих гауляйтеров и прочих "золотых фазанов" (так называли партийных вождей за обилие золотого шитья на мундирах) на "справедливое возмещение" за "лишения, понесенные в годы борьбы" этими людьми. В общем, чем это все принципиально отличается от путинской РФ последних лет? )

Но, как я сказал, благосостояние общества и его отдельных представителей экономикой вовсе не исчерпываются. Да, "Сила через радость" отправляет немецких рабочих на современных лайнерах в дешевые круизы по Средиземноморью и на балтийские курорты, а чем они расплачиваются за это, помимо отчисления из зарплат? Во-первых, постоянным сужением своих прав и свобод. Нацисты активно строят свое Volksgemeinschaft, народное сообщество - унифицированное общество, в котором одновременно все равны и все должны друг другу подчиняться; в котором нет места индивидуальности; в котором люди не принадлежат сами себе - их здоровье, их дети, их труд принадлежит не им, а фюреру. И люди постоянно идут на сделки с собственной совестью, потому что "так надо" - постепенно немецкое общество пронизывает гитлеровский антисемитизм (в 1933 году он почти не встречает поддержки у немцев, в 40-х он уже полностью укоренился), а немцы предпочитают не замечать преследований, последовательно лишения прав и унижения своих сограждан и соседей. Постепенно немцы приучаются к мысли, что избавление от инвалидов - это благо для всей нации, и сами немецкие семьи начинают сдавать своих больных родственников в центры эвтаназии. Наиболее сильно страдают дети - они индоктринируются столь активно, что различия в ценностях становятся причинами семейных конфликтов. Среди детей антисемитизм насаждают самым активным и изощренным образом - через книжки с картинками, через песни, которые они учат со школьными учителями или в "Юнгфольке".

Далее, происходит коррупция и деградация государственного устройства, права. Основой правовой системы почти любого государства является его конституция, и в гитлеровской Германии продолжала действовать Конституция 1919 года. Но на практике она перестала применяться, а нацисты действовали исключительно на основе чрезвычайного права - правительство и лично Гитлер стали законодателями в обход парламента. Тем не менее, парламент продолжал собираться, раз в четыре года происходили выборы, но альтернативы нацистам на них не было. Соответственно, граждане рейха были лишены какого-либо влияния на власть. Законодательная власть, народное представительство стало фикцией. При этом народ, доверяя фюреру лично, с глубоким недоверием, недоброжелательством относились к нацистской партии и ее членам, руководителям партийных органов, но сам Гитлер запретил даже в своем кругу обсуждать эту проблему - тем не менее, между партией и народом росла стена. Юриспруденция тоже стала служанкой режима - правительственные чиновники облекали людоедские мысли диктатора в формулировки законов (например, составителем Нюрнбергских законов был профессиональный юрист др. Штуккарт, замминистра внутренних дел); профессиональные юристы с докторскими дипломами охотно шли в карательные органы режима, а во время войны докатились до того, что стали командирами айнзац-групп и командовали акциями массовых убийств невинных людей (среди них был даже профессор университета!).  Это, пожалуй, один из самых вопиющих примеров того, насколько разлагающе, ядовитое влияние оказал на немецкое общество нацизм.

Деятели науки, религии и искусства были поставлены режимом перед мучительным выбором - служба режиму, эмиграция или путь борьбы, который мог закончиться (и часто заканчивался) насильственной смертью от рук палача. Гуманитарные науки деградировали сильнее технических - если последние были несколько более свободны от идеологического диктата, а в их результатах режим был заинтересован самым непосредственным образом, то служители первых становились активными пособниками режима, предавая по сути дела интересы науки в угоду режиму. Ни о каком свободном развитии искусства не могло быть и речи - любой художник мог творить, только будучи членом одной из Имперских палат, и доказывать лояльность, исключительно следуя предписанием министерства пропаганды. Религиозные деятели в массе своей поддержали - активно или пассивно - режим; на основе движения "Немецкие христиане" (нацисты-протестанты, которые требовали коррекции вероучения - избавление от неарийских его элементов и Ветхого завета, признания Христа арийцем, а также создания единой Имперской лютеранской церкви и изгнания из нее евреев) нацисты создали единую Евангелическо-лютеранскую церковь рейха, а ее священнослужители принесли Гитлеру личную присягу.  Тем не менее, именно германские христиане явили миру высоты духовного сопротивления злу - пасторы Мартин Нимёллер и Дитрих Бонхёффер, католический епископ Мюнстера блаженный Клеменс граф фон Галлен и многие другие священники и миряне, пострадавшие и убитые нацистами, показали пример истинного христианского поведения в услове тоталитарной антихристианской диктатуры.

Не остался затронутым этой деградацией офицерский корпус Германии - они, не доверяя и ненавидя Гитлера, оказали ему поддержку и продемонстрировали лояльность в обмен на помощь в воссоздании армии, на обуздание амбиций Эрнста Рёма, на гарантии того, что армия останется вне политики. Но позже, когда война началась, а Гитлер все активнее вмешивался в управление войсками, почти никто из генералов не нашел в себе силы протестовать до конца против бесчеловечных и бессмысленных приказов диктатора. Сколько было возмущения в кулуарах по поводу "приказа о комиссарах" и "приказа о подсудности на востоке", по поводу бессудных расправ с евреями и мирным населением. Сколько возмущались тем преступным отношением Гитлера к собственным солдатам, который сознательно оставил умирать в Сталинграде лучшую свою армию. Никто, за исключением всего нескольких сознательных офицеров, не выразил своего протеста определенно - это было сделано лишь в форме нескольких попыток покушения на Гитлера. Весь остальной немецкий генералитет, покорный идиотским приказам, по словам фельдм. В. фон Рихтхофена, можно назвать "унтерами с генеральскими окладами".

В общем, нацистский рейх конца 30-х годов не был идиллией. В нем где-то явно, а где-то скрыто от посторонних глаз протекали процессы, которые полностью обесценивали экономические достижения режима. И лично я не думаю, что возможность купить радиоприемник или дешевый автомобиль, съездить в круиз на "Вильгельме Густлове" или на курорт на о. Рюген, была достойной платой за необходимость встать в общий строй и, по словам одного партийного лидера из одного фильма Л. Рифеншталь, "маршировать вместе с фюрером".

"История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса". То ли Маркс, то ли Гегель, а то... Читать дальше
Электромонтёр. Времени много, читать люблю. Понемногу обо всем.  · 24 окт 2021
ВСЕ "европейские страны" слишком малы, чтоб добиться "процветания" самостоятельно. Каждая из них вынуждена что-то продавать, а что-то покупать. Германия после lМВ оказалась исключена из этого товарообмена. Именно отсюда - все "неприятности" Веймарской Республики. Гитлер НЕ СМОГ "встроить" страну обратно в Европу. Вместо этого он "загрузил" людей работой, которая не... Читать далее
Свободный художник и холодный философ. Dolmetcher.  · 12 дек 2017

Если бы Гитлер скоропостижно скончался в 1938 году, он вошел бы в историю как гений экономического возрождения, реформатор, гуманист и просветитель. И мало кто вспоминал бы про миллионы, которые ему перепали на вполне конкретные цели.А так... что случилось - то случилось.

Ответ доступен лишь на 140 символов, так что всё нижесказанное будет приведено в краткой и поверхностной форме. Приход Гитлера к власти в 1933 году как рейхсканцлера, и затем в августе 1934 года после смерти Гинденбурга в качестве фюрера, практически было уже вполне ожидаемым событием. Ведь тяжелые условия Версалького мира, которая больно ударило по экономике Германии... Читать далее
читала я где то что 44% его, гитлера, поддержали. Воля народа не воля Бога. Сами выбрали себе такое чудовище