Рустам Юлбарисов
декабрь 2017.
728

Что почитать про Сирию?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Летом независимое издательство Common Place совместно с исследовательским медиапроектом Hevale издала книгу «Жизнь без государства: революция в Курдистане» про одну из наиболее менее известных тем Ближнего Востока – курдское сопротивление. Сначала курдов прессовали Саддаму Хусейну и семье Асадов, потом джихадисты из «Исламского государства». Между Москвой и Дамаском по прямой 2500 км, но идущая седьмой год гражданская война в Сирии оказалась ближе для россиян, чем казалось. Во многом из-за российских потерь, теракта в Петербурге и большой доле выходцев из СНГ в рядах «ИГ».

В центре издания — Сирийский Курдистан (по-курдски «Рожава»), но также подробно рассказано про Турцию, Ирак и Сирию. Экономическая и политическая система курдов построены по типу общины, во всех секторах создаются кооперативы, устанавливаются базовые цены на продукты. С одной стороны, Турция с экономической блокадой, где курдов считают террористами, с другой стороны «ИГ». 

Главная ставка делается на сельское хозяйство, при этом в своей политике важное место уделяется гендерному вопросу и экологии. В общем-то, по большей части все строится на идеях лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана, который на пожизненном сидит в тюрьме в Турции. Именно эта идиллия привлекает в Рожаву добровольцев из США, Австралии и Европы.

Как отмечают авторы сборника, сейчас в Северной Сирии, населенном преимущественно курдами, арабами и ассирийцами, местные жители пытаются построить систему народных ассамблей, добиться социальной справедливости и гендерного равноправия, установить подотчетность и выборность военных командиров. 

«Это напоминает лучшие порывы анархистов времен Гражданской войны в Испании или кооператоров после Русской революции, когда люди пытались построить свою жизнь по-новому», - утверждают участники Hevale (https://vk.com/hevale), который с 2015 года перевел десяток статей про курдов на русский язык и стал соорганизатором мероприятий, где выступали курдские и турецкие активисты.

Авторы книги - корреспондент РБК Дмитрий Окрест (много писал про политических радикалов – от джихадистов до нацистов), научный сотрудник Института Африки РАН Дмитрий Петров (прошлым летом сам поехал в Курдистан) и историк Максим Лебский (автор книг «Курды. Потерянные на Ближнем Востоке» и «Турция — мир на разломе истории»). Кроме них, в сборнике приняли участие востоковеды Кирилл Вертяев, Констатин Труевцев, Леонид Исаев, а также журналисты Хусейн Инан, Татьяна Дворникова и Григорий Туманов.

Женский вопрос

В свое время баасисты в Ираке пытались договориться с влиятельными племенами, чтобы вместе защищаться от джихадистов, но получилось не очень, потому что племенам не было дела до всей страны — они волновались только за безопасность своих территорий. У курдянок mindset вообще другой — они сражаются не только против боевиков, но и, как они утверждают, за укрепление роли женщин. 

Женщины до 2011 года сражались в рядах самообороны против боевиков ИГ, но потом решили, что нужно делать свои отряды. При этом женщины продолжают воевать в смешанных взводах народной самообороны, где заранее оговаривается равноправие всех — и по полу, и по рангу, где все живут и готовят еду вместе.

В конце книги есть яркое эссе про выбор женщин. «Защита женщины от любой опасности и войн прежде всего является долгом мужчин, представляющих государство, и того мужчины, который воплощает власть дома. Однако последнее наступление ИГ показало, что ни те, ни другие не смогли защитить женщину от варваров XXI века. Что уж говорить о защите женщин и детей, если мужчины и государство не сумели защитить страну, которой управляли, то есть свою же власть! Основным принципом самозащиты является умение женщины стать солдатом на поле боя – то умение, которое тысячелетиями принадлежало мужчинам; умение отказаться от роли существа, нуждающегося в постоянной защите, стать человеком, способным постоять за себя, ответить ударом на удар и сказать "нет" любого рода насилию и гнету. Это право, которое есть у всех живых существ, было отобрано у женщины при помощи таких комплиментов, как "женщина — это редкая ценность, поэтому война совсем не для нее!"»

Научная аналитика и монологи от первого лица

Но самая интересная часть книжки — это интервью с петербуржцем Евгением Семеновым, одним из тысячи иностранных добровольцев, которые поехать воевать за Рожаву, видя в ней шанс на реализацию антикапиталистических идей. Он по полочкам и на фене раскладывает то, какие прососы есть в политике курдов.

 «Ничему их история не учит, написал Оджалан философских книжек, смахивающих на компиляцию разных философов, так многие курды, кроме этого ничего и не читают. Попробовал их критически отнестись к написанному: смотрят так, будто штаны спустил», — рассказывает он. Жалуется также на то, как можно делать упор на сельском хозяйстве с колхозами, когда в мире рулят агропромышленные комплексы. 

Семенов называет курдов «мечтательными дураками», но признается, что уехать не может, потому что видит, как они уходят на фронт и не возвращаются. Потом поподробнее про женщин напишу. После Курдистана Семенов все-таки уехал от «мечтательных дураков» в Латинскую Америку. 

Нельзя сказать, что после книги знания по Курдистану стали системными, ведь в ней — и статьи, и эссе, и интервью с активистами, и исследовательские работы. Но точно сможете лучше понимать ближневосточную тематику, ведь в «Жизни без государства» есть большие качественные материалы от Джанет Биэль (про появившееся благодаря «калашникову» в женских руках гендерное равенство), Йоста Йонгердена (про идейную трансформацию курды), Фрэнсиса Патрика О’Коннор (взаимоотношении диаспоры и идеологии, когда миграция толкает курдов становятся радикальнее), Дэвида Гребера (отказ местных властей от построения национального государства после десятков лет национального угнетения), Леонидаса Ойкономакиса (сравнение с идеями мексиканских сапатистов, прежде бывших примером для западных леваков), Михаеля Кнаппа (о том, как курдские партизанки подали арабкам пример эмансипации) и Гейдара Дариджи (как местная экономика в условиях экономической блокады пытается восстановиться с помощью кооперативов).

Все происходящие выглядит утопией на фоне массового отрезания голов и войны всех против всех, но оттого еще интереснее понять, как курдский эксперимент может стать примером для всего Ближнего Востока. Особенно на фоне падения халифата и новых виражах политики основных игроков в регионе

Подробнее о книге социальном эксперименте на Севере Сирии -  http://hevale.nihilist.li

10
0
Прокомментировать

Больше всего информации можно найти в ФАН. Но часто она несёт пропагандистский характер, тем не менее общий ход боевых действий отражает верно, постоянно ошибаясь( намеренно или нет) в отдельных деталях. Можешь почитать аль-Амак. Ресурс ИГ, напротив, почти никогда не ошибается в деталях, но общий вектор у него явно не туда. Если хочется более приземлённых источников, то есть Sana, al-Masdar, al-Jazeera и другие ближневосточные СМИ. Есть Твиттер каналы самих боевиков или всяких тигров и охотников на ИГИЛ. Самая приземлённая и лишенная идеологии информация, но море трупов и расчлененки, да и вообще нет цензуры (беременным не смотреть). Есть оппозиционные агенства типо ANNA news, где все представлено с прозападной позиции.  Есть блоги в интернете, типо Cassad или el-Murid. Опять же, провластные или оппозиционные. Лично мне нравился цикл статей про Сирию у Кунгурова, но в одной из них он ляпнул много правды про власть и его благополучно упекли в тюрьму, где он вроде бы и находится, цикл закончился. А да забыл, есть euronews. Там порой встречается годный и неокрашенный в идеологию материал.

1
0
Прокомментировать
Ответить