Виктория Воронина
декабрь 2017.
258

Как выбор фактуры грунта влияет на стиль изображения?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Использование грунта влияет не только на финальный облик картины, но и на её сохранность для будущих эпох. Например, масляный грунт, появившийся ещё в период Ренессанса, получил широкое распространение в XVIII-XIX веках – в эпоху промышленного переворота. Суть и привлекательность такого грунта в том, что поверхность холста покрывается тем же материалом, с помощью которого будет написана сама картина – а именно, масляной краской, в результате чего грунт не будет «забирать» в себя краску, а значит цвета останутся такими же яркими, как и при нанесении. Но у него есть и множество недостатков – однородность поверхности холста и красок, а также фабричное производство материалов и, соответственно, снижение их качества, привело к тому, что сохранность произведений XIX века зачастую хуже, чем у более ранних работ с более плотным клеевым грунтом.

Со временем гладкость и непроницаемость грунта перестала иметь такую важность для художников. В работах импрессионистов, написанных в технике а-ля прима, без подмалёвка, часто можно заметить открытые участки холста, намеренно нетронутые краской. А Винсент Ван Гог и вовсе часто грунтовал закреплённую на доску бумагу, чтобы сымитировать зернистую текстуру полотна.

Особенно много опытов с фактурой живописной поверхности принесло искусство 20 века. Павел Челищев часто добавлял в краски песок и молотый кофе, аналогичными приёмами пользовался и Василий Кандинский. В послевоенном искусстве Европы основными экспериментаторами были Жан Фотрие и Жан Дюбуффе, нередко добавлявшие в краску бетон, а американец Джексон Поллок иногда «забывал» в своих работах окурки сигарет и мелкий мусор.                  

В отечественном искусстве середины века такими экспериментаторами были художники владимирской школы. Об использовавшемся ими грунте, прозванном в шутку «бодягой», ходили легенды. Сначала на картон или холст наносился желатиновый клей, после чего на него просеивались опилки. Когда клей подсыхал, опилки утрамбовывались, и уже после полного высыхания картон ещё раз проклеивался. Работа на таком холсте приобретала уникальную, неповторимую фактуру.

9
0
Прокомментировать
Ответить