Андрей 🏳️‍🌈
декабрь 2017.
452

Почему до Адриана римские императоры брились и почему начиная с Адриана перестали?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

На самом деле с бородой Адриана все не так просто. Его биограф из числа SHA утверждает, что бородой Адриан хотел скрыть какие-то недостатки своего лица. Однако в античности борода была не просто функциональной деталью мужской внешности, а имела определенную символическую нагрузку. В качестве греческого культурного наследия борода рассматривалась как обязательный атрибут философа. Об этом упоминают разные авторы; занятные примеры «бороды без философов» (т.е. когда внешние атрибуты были, а содержания не было) можно посмотреть у Филострата в Vitae sophistorum и у Авла Геллия. Адриан по единодушному свидетельству всех авторов был поклонником греческой культуры, и борода, несомненно, должна восприниматься и в этом смысле. Нелишним будет вспомнить, что Адриан в некотором смысле соперничал со славой Траяна, между тем как последний очевидно позиционировал римскую простоту (стоит обратить внимание на его прическу; общая его характеристика содержится в письмах и панегирике Плиния Младшего). Следовавшие за Адрианом императоры придерживались этого «философического» направления. Когда на смену Антонинам пришли Северы, то основатель второй династии создал себе искусственную родословную, «присоединив» себя к династии предшествующей. Показательно, что и о нем традиция свидетельствует как о человеке, не чуждом творческих занятий. Императоры III века отступают от этого содержания, и их бороды уже несут в себе стремление к демонстрации брутальность (показательна смена курчавых бород на щетину), что в целом логично на фоне усиливающегося влияния армии на политическую ситуацию в этот период. Побриться решил Константин, чем задал новый тренд, поддержанный и укреплённый его сыновьями. Показательно, что оппозицию этому тренду возглавил Юлиан, в общем тоже философ (и подражатель Марка Аврелия), однако в его времена эллинская философичность прочно ассоциировалась с язычеством, между тем как чисто выбритый Константин и его сыновья были христианами. О препирательстве касательно бороды внутри «дома Константина» (к которому принадлежал и Юлиан, племянник Константина) я могу посоветовать свою статью «Императоры Констанций и Юлиан: споры о бороде», которую писал для ЭНОЖ «История» в этом году.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
0
Прокомментировать
Ответить