Ivan Pirogov
декабрь 2017.
1270

Почему солдаты XVII-XVIII веков шли в бой ровными рядами и носили яркие мундиры?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
5
5 ответов
Поделиться

Всё объясняется рационально. Армии сражались в плотных построениях ("ходьба ровными рядами") потому, что тогда всё решал рукопашный бой. Мушкеты имели очень низкую скорострельность и такую же низкую прицельную дальность, они ещё мало что решали. Ну а в рукопашном бою правильно компактно построенный отряд имеет огромнейшее преимущество перед рыхлой толпой. В плотном построении каждый солдат контролирует примерно полметра по фронту перед собой (или даже меньше), на которых может полностью сосредоточиться. Храбрый же одиночка, выбежавший вперёд из своего отряда, будет иметь против себя по фронту 3-4 вражьих штыка, шансы его при этом минимальны. Плюс к тому хорошо организованная плотная группа может гораздо эффективнее давить на противника - чисто массой.

От плотных построений отошли после распространения нарезного оружия, когда плотность огня стала настолько высокой, что уже пришлось рассредоточиваться. (Ну а бегать цепями на расстоянии друг от друга стали вообще, кажется, только после внедрения пулемётов.)

Так же с появлением нарезного оружия возникла необходимость маскироваться, чтобы затруднить прицеливание. До этого прицельная дальность была слишком низкой, смысла не было. Носили яркую форму с целью давить на врага психологически :).

Почему стреляли залпами я так сходу не скажу, но думаю, что синхронные действия должны были ускорять перезарядку мушкетов и, соответственно, увеличивать скорострельность. Плюс на близком расстоянии психологический эффект от залпа должен быть гораздо сильнее, чем от беспорядочной стрельбы. Представьте, вы идёте на противника и в вас одновременно целятся ДЕСЯТКИ стволов. Думаю, так гораздо страшнее :).

Но в любом случае, разница менталитета ни причём, нынешние воевали бы так же, имей тогдашнее оружие.

Дмитрий Курилинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
35
-2

Стрельба залпами нужна была для сохранения строя, поскольку для перезарядки нужно было останавливаться. Соответственно, колонна двигалась по схеме выстрел-перезарядка сближение.

+6
Ответить

Спасибо :)

0
Ответить

Так же яркая форма позволяла командующим различать на поле боя свои и чужие порядки, видеть картину боя и принимать оперативно-тактические решения не дожидаясь донесений подчиненных.

+5
Ответить
Ещё 1 комментарий

К сказанному можно добавить, что привычная нам картина окопной войны возникла в Первую мировую, когда на фронтах оказались огромные массы людей так, что достичь необходимого для прорыва преимущества было очень сложно. Соответственно, с увеличением количества военных менялись правила игры в целом.

+2
Ответить
Прокомментировать

Всё на поверхности - помимо эстетической составляющей, стрельба плутонгами (повзводно залпами по очереди) для максимальной огневой производительности и эффективного использования времени; передвижение в рамках построений - для сохранения строя подразделения, что было залогом успешного отражения вражеской атаки; разноцветные мундиры - для оптимального управления войсками на поле боя (индивидуальные отличия позволяли командующему, наблюдающему за сражением, понимать, какие действия совершает конкретная боевая единица и в какой ситуации она находится - присутствует ли она вообще на поле боя, наступает, обороняется или отступает).

14
-1
Прокомментировать

Это сейчас они нам кажутся странными. По тем временам они были совершенно логичны. Но вообще причины сводились к примерно следующему - медленная связь, тотальная необученность рядового состава и "триада" - тактическое взаимодействие на поле боя пехоты, артиллерии и кавалерии по принципу похожему на игру камень-ножницы бумага. Кавалерия сминает легкую пехоту и артиллерию, линейная пехота выдерживает удар кавалерии и останавливает ее, пушки легко накрывают залпами плотный строй пехоты, но не причиняют особого вреда легкой пехоте и не успевают целиться в маневренную кавалерию.
Ну и туда же - низкая скорострельность и прицельная дальность мушкетов.

Яркая форма - это про связь. Раций нет, приказы от командующего командиру конкретного отряда передаются вестовыми. Донесения о передвижении отряда о том где он находится, куда двигается и насколько боеспособен передавать вестовыми бессмысленно - пока он доедет (да и доедет ли) ситуация может несколько раз измениться. Яркая форма позволяет командующему видеть картину боя - какой отряд где, кому нужна помощь, где мы ломим, где нас прорвали и так далее. Заодно она помогает в пылу рукопашной отличать своих от врагов.

Плотный строй - это единственная защита от тогдашней главной ударной силы, кавалерии. Скорострельность мушкета в руках среднего стрелка - примерно два выстрела в минуту в хороший день. Прицельная дальность по ростовой мишени - до 50 метров. Разогнанная лошадь пролетает эти 50 метров за несколько секунд. При этом отряд всадников влетая на скаку в разрозненный строй уничтожает отряд просто рубя направо и налево. Единственное что можно этому противопоставить - держать строй. См выше про триаду.

Отсюда же и стрельба залпами. Напомню, скорострельности никакой, прицельности никакой. Стрельба ведется куда-то вперед, в сторону противника и даже в строй попадает не каждая пуля - вертикальный разброс тоже никто не отменял. Единственная возможность поддерживать высокую плотность огня - меняться местами. Выстрелил - ушел за спины строя перезаряжаться, следующий стреляет. Но на самом деле это довольно сложный маневр, требующий слаженности, потому что все еще важно не ломать строй. А речь идет о солдатах которым Суворов сено с соломой к ногам привязывал чтобы они право от лева отличали.

Поэтому самое простое решение - синхронизация. Команда "залп" - весь ряд выстрелил и пошел назад освобождая место следующему не ломая строй. При стрельбе "по готовности" такой маневр невозможен. Ты можешь помешать соседу стрелять, можешь сам попасть под выстрел, тот кто стоит за тобой не знает что должен быть наготове для выстрела и теряет секунды.

5
0
Прокомментировать

Ну насчет стрельбы тут все понятно, после залпа первого ряда, ему на смену вставали те, кто позади, и так вплоть до начала рукопашного боя, в английских построениях, например, использовали по 3 ряда.

1
0
Прокомментировать

17-18 века вообще были... гхм... странными... с точки зрения современного человека - возьми одежду, возьми культурные ценности и мировоззрение, возьми политику, что и говорить про бои.

5
-8
Прокомментировать
Ответить