Андрей Ларионов
декабрь 2017.
43

Каково было отношение к граффити в истории (причины вопроса в ответе)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Прочитал о соборе святой Софии в Киеве (это один из наших древнейших храмов), что там очень много граффити:

В Софии Киевской были обнаружены надписи: о мире на Желяни, азбука из двадцати семи букв: 23 греческих и 4 славянских (б, ж, ш, щ), о кончине Ярослава Мудрого[28], о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей[29], автограф Анны Ярославны[30]. Всего изучены 7 тысяч граффити[31]. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Киевской эта граница приходится, в основном, на XV век с единичными экземплярами текстов до XVII века. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской[32].

Судя по количеству надписей и некоторым высокородным авторам получается, что оставить надпись "здесь был Вася" не считалось тогда чем-то неправильным. Логически я могу это понять -- отношение утилитарное. Т.е. и иконы, например, не берегли как произведение искусства, а пользовались ими. Испортилась -- переписывали или писали заново. Но хотелось бы точной информации если у кого-то она есть. 

P.S. Кстати, думаю 77 тысяч -- опечатка. В других источниках 7 тысяч.

1
0

Андрей, я как раз на новогодние праздники собираюсь в Новгород и недавно смотрел сайт Новгородского музея-заповедника.

В описании одной из выставок есть следующая информация.

В новгородских храмах граффити появляются с XI по XV вв., после чего встречаются значительно реже. Этот обычай был настолько широко распространен среди всех слоев общества, вплоть до церковнослужителей, что нашел отражение в юридических документах: в числе других преступлений церковный суд наказывал тех, кто «крест посекають, или на стенах режуть».

http://novgorodmuseum.ru/vystavki/22-vystavka-risunki-graffiti-v-novgorodskikh-pamyatnikakh-xi-xiv-vv.html

А вот почти аналогичный по содержанию отрывок из книги Ольги Кузьминой «Республика Святой Софии»

Из числа памятников, находящихся на стыке археологии и эпиграфики, необходимо назвать надписи-граффити на стенах храмов. Обычай писать на церковных стенах настолько широко был распространен в Древней Руси, что нашел отражение в юридических документах. В ведении церковного суда наряду с другими преступниками находились и те, кто «крест посекают, или на стенах режут»[42]. Однако осуждение этого обычая официальной церковной властью не мешало прихожанам и самим церковникам постоянно нарушать запрет. Такие надписи процарапаны на стенах многих памятников новгородской архитектуры, в том числе на стенах храма Святой Софии[43].

http://www.universalinternetlibrary.ru/book/22698/ogl.shtml

Цитируемый в обоих случаях отрывок это норма Церковного устава князя Владимира Святославича, составленного на рубеже X-XI веков. Устав известен в 7 разных редакциях.

http://www.odinblago.ru/ustav_vladimira

Интересно отметить, что в самой древней из них те, кто «на стенах режуть» не упоминаются. В связи с этим можно предположить, что данное уточнение было добавлено позже из-за многочисленных прецедентов.

0
Ответить

Да, спасибо, это интересно.

0
Ответить

Андрей, в продолжение темы. Я на новогодних праздниках кроме Новгорода побывал ещё и в Старой Ладога. Там в крепости есть несколько музейных экспозиций. В том числе, фрагменты старых фресок расположенной рядом Георгиевской церкви. Среди них есть и граффити. На одно из них особо обратил внимание. Это запись о смерти попадьи. Причём указана точная дата. С учётом современной хронологии, 28 октября 1202 года. То есть по сути это метрическая запись. Получается, что стены храма использовались не только безвестными прихожанами ради самовыражения, но и для фиксации важных событий.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Да, так история оживает )

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить