10492
5
0
28 августа
10:47
сентябрь
2015

Квир-теория – это междисциплинарный академический проект, сложившийся в конце 1980-х – начале 1990-х годов как радикальная теоретическая альтернатива более конвенциональным концепциям гендера и сексуальности, лежавшим в основе мейнстримных феминистских и ЛГБТ-движений. Термин queer (в переводе с английского «странный», «ненормальный») – результат политической реапроприации пейоратива: будучи изначально оскорбительным сленговым обозначением гомосексуалов, слово постепенно вошло в обиход гей-активистов и гендерных теоретиков с обратной оценочной коннотацией. Странность, несоответствие стандартам и гендерный нонконформизм предлагалось считать не пороком, а творческим процессом поиска нестандартных выражений собственной сексуальной индивидуальности, расшатывающим репрессивные патриархальные гетеронормативные бинаризмы (мужское/женское, гетеро/гомо, норма/патология), всегда организованные по принципу иерархии социально неравноценных компонентов. Результатом этой политической, а затем и академической работы по деконструкции нормативного и эссенциалистского понимания идентичности и стал корпус работ и концепций, известный как квир-теория.

Несмотря на существенную теоретическую неоднородность, ключевые позиции квир-теории можно конспективно представить в виде следующих тезисов. Во-первых, отказ от линейного и детерминистского понимания отношений между биологическим полом, гендером и сексуальностью: последние два компонента рассматриваются как лишенные какой-либо естественной внедискурсивной заданности продукты историзации репродуктивной биологии, реифицируемые и воспроизводимые под видом природного факта. Во-вторых, избегание нормализующих рамок любых стабильных и закрытых идентичностей, неизбежно тяготеющих к консервации и встраиванию в господствующие структуры и институты (вспомним историю лесбийского и гей-движения, прошедшего путь от андерграундной культуры времен Стоунволлских бунтов до буржуазной респектабельности нынешних кампаний за равенство брака и тотальной встроенности в мейнстрим общества потребления). В третьих, понимание идентичности как процесса и дискурсивного эффекта, а не сущности или состояния: одна из пионерок квир-теории Джудит Батлер определяет это через концепцию перформативности, то есть процесса (обычно неосознанного) цитирования нормы, производящего эффект непрерывной самости – «женской», «мужской», «лесбийской» и т.д. Выход из этого круга дискурсивной детерминации Батлер видит в политическом потенциале пародии, т.е. игр со значением и контекстом, сдвигов и метонимических смещений, расшатывающих перформатив изнутри и обнажающих социальную сконструированность гендерных категорий (яркие примеры – травести-культура, дрэг, кроссдрессинг и др.). Наконец, важным аспектом квир-теории является внимание к другим, смежным формам инаковости – например, инвалидности, и процессам маргинализации и исключения на пересечении гендерных, расовых, классовых и других социально значимых признаков.

Литература по квир-теории разнообразна и обширна, но, к сожалению, не на русском языке. Можно отметить изданный несколько лет назад перевод «Введения в квир-теорию» Аннамари Джагоз. Из первоисточников – работы Мишеля Фуко, заложившие методологические основы дискурсаналитической оптики гендерных и квир-исследований (в особенности, три тома «Истории сексуальности»), работы Джудит Батлер (“Gender Trouble”, “Bodies that Matter”), Ив Кософски Седжвик (“Эпистемология чулана”, изданная на русском в практически нечитаемом переводе) и, например, Хосе Эстебана Мундоза (“Cruising Utopia”).

41
4
октябрь
2015

Квир-теория, вопреки распространённому пониманию, имеет отношение не только к гендерным исследованиям, вопросам пола, сексуальности и телесности. Область интересов квир-теории может выходить далеко за эти рамки. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос нам нужно сначала разобраться в том, что такое "нормативность".

Нормативность — это определённый пласт норм, ценностей, оценочных суждений, которые образуют некую единую матрицу, которая с одной стороны производится нами, с другой стороны — формирует наше поведение. Вы читаете этот текст. Вы сейчас, скорее всего, одеты. Вы ожидаете ответа на свой вопрос, а не рассказа о том, как я сегодня позавтракал. Вы, скорее всего, идентифицруете себя с каким-то полом/гендером. Вы спите ночью, работаете днём — всё это некие проявления нормативных порядков. Если вы видите ночью на улице голого человека неопределённого пола — скорее всего, вы как минимум удивитесь. Почему? Потому что он нарушает нормативный порядок, некую конвенцию о том, как дОлжно себя вести, действовать. Если говорить, например, о современной России и сфере гендера и сексуальноси, то у нас сейчас доминирует гетеронормативный патриархатный порядок, то есть в качестве нормы воспринимаются гетеросексуальные моногамные семьи, с доминирующим положением мужчины.

В основе квир-теории лежит критика нормативности как таковой, и той принудительной силы, которую она на нас оказывает. Мы вынуждены следовать нормативным паттернам, так как в противном случае сталкиваемяс с социальным осуждением. Но в таком случае сводобны ли мы? Почему мы не можем действовать так, как нам хочется, если это не оказывает влияние на жизнь других (а в радикальных случаях - так и даже если оказывает)? Почему мы вынуждены с момента нашего рождения соглашаться, неявно подписывать те социальные соглашения, которые придуманы не нами, которые созданы неизвестно кем и неизвестно когда? Ведь некоторые из них созданы давно и уже устарели, например. Свободны ли мы отказаться от них? Свободны ли мы менять нормативный порядок или отказаться от него как от такового?

Эти идеи близки к анархизму от мира философии, и они достаточно общи, чтобы сферы гендера и сексуальности были лишь частным случаем их применения, хотя именно из них они и выросли.

9
0
сентябрь
2015

1. Возможен ли "квир" по-русски? ЛГБТК-исследования. Междисциплинарный сборник. wordpress.com

2. На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований: сборник статей. cisr.ru

3. Квир-сексуальность: политики и практики. gender-route.org

4. Джудит Батлер «Психика власти: теории субъекции».

5. «Техника «косого взгляда». Критика гетеронормативного порядка».

6. Sheila Jeffreys. Unpacking Queer Politics. radfem.org

6
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта