Квир-теория - это способ взаимодействия с нормами и стереотипами через приспособление, но приспособление не только и не столько к тем стереотипам, которые предписаны твоей группе, столько к тем, которые тебе близки через смену группы. Сейчас с квир-теорией большинство если и знакомо, то в рамках знакомства с гендерквирами. Их и рассмотрим (максимально популярно, возможны утрирования, чтобы объяснить наглядно).
Например, есть некий список ожиданий, которые окружают пол. Я буду говорить о женском, потому что просто лучше с ним знакома.
Стереотип: "Все женщины любят детей, розовый цвет, не разбираются в математике и не хотят ничего решать, а хотят платье".
Некая девочка: "Но я не очень люблю детей, люблю синий цвет, не ношу платья и сдала егэ по математике лучше, чем по остальным предметам".
Квир-теория: "Ну все правильно, ты ведь мальчик в душе, ты полностью соответствуешь ожиданиям от мальчика."
По сути, здесь квир-теория позволяет человеку, который не подпадает под установленную норму, вписать себя в рамки нормы, не ломая собственные пристрастия. Да, девочка будет называть себя в мужском роде, придумает себе мужское имя и будет идентифицировать себя с мальчиком. На самом деле, это очень плохо для процесса борьбы со стереотипами. Но этой конкретной девочке стало проще жить, ей не надо каждый день отстаивать свою любовь к математике и слушать шутки про женскую логику. Квир-теория не идеальна, так как по сути меняет идентичность человека, заставляя связывать свои предпочтения с полом (гендером), но то, что было до нее еще хуже.
Стереотип: "Все женщины любят детей, розовый цвет, не разбираются в математике и не хотят ничего решать, а хотят платье".
Некая девочка: "Но я не очень люблю детей, люблю синий цвет, не ношу платья и сдала егэ по математике лучше, чем по остальным предметам".
Традиционное восприятие: "Ты что!? Это твоя природа, ты должна соответствовать, иначе мы будем считать тебя дефективной и неполноценной. Все знают, что математика - это не для тебя, а даже если ты сможешь чего-то добиться, ты все равно будешь недочеловеком, ведь ты не выполнила свое предназначение". Как итог либо сдавшаяся женщина, которая под гнетом критики поступилась своей мечтой и тихо ненавидит ту жизнь, которой должна жить, либо вроде бы довольная жизнью женщина, которая отстояла-таки свои пристрастия, но заполучила кучу комплексов, неврозов, скандалов с родственниками и общественное недоумение и порицание.
Лучшим выходом из всей этой ситуации можно назвать течения, которые ратуют за разрушение таких стереотипов.
Стереотип: "Все женщины любят детей, розовый цвет, не разбираются в математике и не хотят ничего решать, а хотят платье".
Некая девочка: "Но я не очень люблю детей, люблю синий цвет, не ношу платья и сдала егэ по математике лучше, чем по остальным предметам".
Движения за разрушение стереотипов: "Все люди разные, нормально, что ты любишь какие-то вещи, а какие-то не любишь, это совсем не связано с тем, кто ты".
Но такие течения требуют сил от своих последователей. Выстоять под всей критикой, всеми стереотипами и заявить о своих пристрастиях вопреки - очень сложно. Именно поэтому квир-теория набирает обороты, как реакция на норму и явно помогает многим, особенно подросткам найти себя, сохранить свои увлечения и пристрастия. И именно поэтому в долговременной перспективе эта теория не очень хороша для общества, так как тормозит разрушение необоснованных стандартов. По сути, вместо того, чтобы ответить на "все девочки любят розовое": "нет, не все" (что вроде бы неоспоримая правда), она отвечает: "да все, просто я не девочка, отстаньте от меня".