Не знаю, насколько модно. Но "Отцы и дети" Тургенева с нигилистом Базаровым и увлечённым его харизмой приятелем написаны в XIX веке; похоже, всякая такая "мода" тлеет себе более-менее постоянно.
У меня предположение, что это одно из проявлений процесса личного развития. И у "кризиса трех лет" (который на самом деле в 2,5 плюс-минус полгода), и у "кризиса переходного возраста" одна причина и механизм. Чтобы перейти в самостоятельность, надо выйти из созависимости с родителями, из "слияния" с ними. Но как это - быть самостоятельным, иметь свои опоры, свои (а не родительские) ценности, свободу и ответственность за последствия использования свободы, - ни у малыша, ни у подростка очень часто или нет представления совсем, или и есть, но всё это пока малопонятно.
И самый простой, очевидный и надёжный способ выйти из слияния в отдельность, из зависимости в самостоятельность и возможность строить отношения уже на этой, более зрелой основе, - через промежуточную стадию контрзависимости.
Видеть не хочу, нюхать не хочу, пошли вы все)))))
Когда такое черно-белое мышление и поведение сохраняются у взрослого, стоит поискать пограничное расстройство личности, или банальную "инфантильность", но для карапуза и для подростка (напомню, что "Подросток" Достоевского о вьюноше 21 года)) - просто вариант возрастной нормы.
Почитайте знаменитое "семизвездие симптомов" по Выготскому про "кризис трёх лет:
"1. негативизм - ребенок перестает делать то, что вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно вы (как взрослый) его об этом просите. Например, взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция - негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.
2. упрямство - малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.
3. строптивость - выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь – тенденция направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.
4. своеволие - ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
5. протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
6. деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, - это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
7. обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться)".
Ничего не напоминает?)))
Ну и тут очень - я про возрастные кризисы - влияют два фактора. Прямо сильно.
Первый - насколько малыша/подростка жёстко "строят". Когда в семье как можно раньше передают как можно больше свободы, учат предвидеть возможные положительные и отрицательные последствия его свободного выбора, дают столкнуться с реальными последствиями (не насмерть, но и без особой амортизации), реально уважают, обсуждают и слушают, - все шансы, что кризиса практически не будет, или в очень конструктивных формах.
Второй - особенности характера, психотипа малыша/подростка. В семье может и всё быть в порядке, а побунтовать, потолкаться, поершиться - надо!)
Ну, вот подросток в таком периоде вполне себе и может отзываться на ролевую модель взрослого психопата-"пограничника" и т.п.
не пипеть, учили, что всё наше, теперь, чё отобрали?
Все правильно, что ненавидят общество. Капитализм не искоренили, природу засрали, США (с их войнами и прочими проблемами) потакают. Детям время не уделяют и прочее. Где, то общество будущего, в котором будет минимум ужасных и негативных вещей? Вот и ответ.
Ваш вопрос -- это провокация, товарищ Хангереев. Никакой такой моды нет. Но есть понимание того, что радоваться особо нечему. И это понимают не только "нынешняя молодежь", но и все остальные не бенефициары режима: рабочие, пенсионеры, студенты и т.д.
Это НЕ МОДНО. У подростков действительно есть причины так думать, и у многих в жизни даже в таком возрасте все плохо. Но есть люди, которые просто делают вид что им плохо ради привлечения внимания, просто позеры. И их становится слишком много, из-за чего людей с действительными проблемами начинают обесценивать и ненавидеть.
Невротизация (тревожно-враждебное отношение к другим людям) усугубляется и поражает уже молодежь...
"Невротики рядом" Канал "Воз сена" (ЯндексДзен). В этой статье о том, как формируется невротизм.